Евангелие - Радостная Весть.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным».
20 А Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
21 Об Израиле же говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».
Почему же народ стал непослушным и упорным?
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова
Важный вопрос, далеко не риторический.
И обоснование Апостола тем что он и сам Израильтянин является только частью ответа.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал.
Прошу запомнить это высказывание.
Имею смутное предчувствие того что своеволие Его народа входило в планы Господа.
2 Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».
И так по сути на протяжении всей истории Израиля с некоторыми перерывами.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом».
И эти семь тысяч были остатком на то время.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
Я очень надеюсь что этот остаток был не только для них самих но и для всех прочих.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
Всё понятно до "иначе дело не есть уже дело."
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
Что же? Израиль, чего искал, того не получил - имеется в виду Обетование?
избранные же получили, - но таких было немного.
а прочие ожесточились, - эти же были в большинстве.
8 как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня»
как написано: - Апостол Павел цитирует ту часть Писания которую многие из нас привыкли называть Ветхим Заветом.
«Бог дал им дух усыпления, глаза, не видят, и уши, которыми не слышат, - а зачем им всё это если они желают идти путями своими а не теми что рекомендует им Господь Бог.
даже до сего дня» - по всей очевидности что и до наших дней - наш форум демонстрирует это прекрасно.
9 И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда».
Я люблю Давида.
Но не могу желать кому-либо такого "навсегда".
11 Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
По поводу ревности - не знаю. Может быть на первых порах.
Но их падение сыграло какую-то роль в спасении человечества, причем думаю что по человеческим масштабам даже решающую.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
"полнота их" - имеется в виду полнота Иудеев. И тогда очень органично вписывается в логический ряд - "сначала Иудеи" ...
Как мне видится - их всеобщее ликование не за горами ... хотя скорее всего придётся ещё некоторое время пострадать.
Мне видится ещё: С ними будут ликовать и от всего сердца любящие Бога неиудеи - ибо что может быть радостнее исполненной Воли Божией.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
Апостол любил как своих сродников так и язычников.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
В этом вопросительном предложении мне видится собственно не так вопрос, как твёрдое намерение попытаться "возбудить" и "спасти".
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что́ будет принятие, как не жизнь из мертвых?
То же самое только не в вопросительной а в утвердительной форме:
Отвержение Иудеев служит примирению остального мира с Богом а принятие их (назад) есть воскресение из мёртвых.
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
Видимо было немало обратившихся ко Христу из язычников которые стали насмехаться или уничижать Иудеев которые шли против христиан.
Эти тенденции видны иногда и на форуме.
Должен сказать что мне проще понять "тех тогда" чем "этих сейчас" - ведь у "тех тогда" не было Нового Завета в таком объёме.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
Предупреждение прозвучавшее в стихе 21 своевременно всегда.
22 Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией ; иначе и ты будешь отсечен.
Чтобы и далее пребывать в благости Божией придётся отслеживать ситуацию и в случае чего реагировать соответственно обстоятельствам.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
Эта мысль сложнее чем кажется на первый взгляд.
Но то что для Бога вообще ничего невозможного нет - это мне совершенно ясно.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
По моим оценкам то о чём говорит Павел сбывается довольно часто. Примеров тому много.