Deutsch

Книга пророка Исайи - о чём она?

27.09.19 01:44
Re: Книга пророка Исайи - о чём она?
 
Boatman старожил
в ответ Boatman 21.09.19 13:09, Последний раз изменено 27.09.19 02:02 (Boatman)
Первый Исайя Главы 1-39 восходят к Исайе из Иерусалима, осуществлявшему пророч. деятельность в 8 веке до н.э. Он предсказывает скорую кару народу Иудеи

Необходимо упомянуть ещё один пассаж - притчу-песнь о винограднике Господа (5:1-8), который, как и Is7:14 и Is53 , имеет большое значение для христ-ва . Этот пассаж используется Иисусом как "канва" для притчи "о злых виноградарях" , которую передают все три евангелиста, правда, в существенно изменённом виде.

Сравним эти два текста.

Kнигa пророка Исайи, глава 5: 1-8:


" 1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. Виноградник был у Друга моего на плодородном холме.
2 И окопал его, и очистил его от камней, и засадил его отборной лозою, и выстроил башню посреди него, и давильню для винограда высек в нём. И надеялся Он получить виноград, а тот дал плоды дикие.
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иудеи, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 Что ещё (можно было) сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал для него? Почему же, ( когда) ожидал Я, что даст (он) виноград, он дал плоды дикие?
5 А теперь возвещу Я вам, что сделаю Я с Моим виноградником: сниму изгородь его - и будет он на потраву, разрушу ограду его - и будет он вытоптан;
6 И сделаю его пустошью; не будут ни обрезывать его, ни окапывать его; и зарастёт он волчцом и тернием; и облакам повелю Я не проливать на него дождя.
7 Потому что виноградник Господа Савоафa это дом Израилев, и мужи Иудеи - саженцы радости Его; ожидал Он правосудия, а вот, - насилие, справедливости, а вот - вопиющая (неправда).
8 Горе присоединяющим дом к дому ( и) присоединяющим поле к полю, так что не остаётся больше места ( бедняку), вы одни будете жить
среди земли...


В притче Исайя обращается к Богу, которого он называет "другом" ( евр. слово, переведенное как "возлюбленный" означает также - "друг" . Cовременный перевод WBTC : "Пою я песнь любимому другу, песню о Его любви к винограднику. У любимого друга есть виноградник в поле."). Свой виноградник Бог насадил на благодатной почве , всячески благоустроил его, всё предусмотрел и ожидал хороший урожай. Однако, плоды оказались „дикими ягодами" . Затем Исайя "предоставляет слово“ Богу: “Чего я не сделал для него?...“

„Он“ (виноградник )– синоним Иудеи - Южного Царства, виноград - „саженцы радости“ Бога – "мужи Иудеи" .Устами Исайи Бог говорит, что за то, что Иудеи не оправдали Его ожиданий(вместо „добрых грозд“ -"дикие ягоды“ - кровопролития и вопль), Он лишит их своей защиты и виноградник (Иудея) засохнет.
Чтобы понять это обвинение Бога , надо знать обстановку в Иудее времени Исайи.

Аристократы упивались роскошью, захватывая земли своих соплеменников-бедняков , разоряя их,не считались с Законом Моисея и смеялись над возможными „карами“ . При этом восхищались могучей Ассирией, в к-рой видели свой идеал. В этих „князьях“ и пытался пробудить совесть Исайя , предвещая им разорение и гибель :За все эти нарушения „бедствие грядёт на Иудею“ (5:13-17): „народ мой пойдёт в плен, по вине князей“ ,Далее Исайя обличает своих бывших друзей – богачей Иерусалима, но они лишь иронизируют над пророком: „пусть Он поспешит и ускорит дело своё“ (т.е. угрозу наказания) ( стих 19)...


Ев.Марка 12:1-12

"1некоторый человек насадил виноградник и обнёс оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в своё время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов от виноградника;
3 Они же, схватив его, били и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестием.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его, и наследство будет наше.
8 И схвативши его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? Придёт и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: " камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла:
11 Это от Господа, и есть дивно в очах наших" ? "


В Евангельскую притчу вводится новое лицо, отсутствующее у Исайи, - сын-наследник, посылаемый отцом на явную смерть, как бы в жертву, а также злые виноградари.Кроме того, добавляются два стиха (22 и 23) из псалма 118(117):"Камень, который отвергли строители, стал главой угла. 23 От Господа было это, дивно это в глазах наших."
Стихи о краеугольном камне, отвергнутом строителями, в псалме подразумевают Тору, предложенную первоначально многим народам, но отвергнутую ими ( народами)по различным причинам, в том числе, и нежеланием взять на себя ответственность за судьбу всего мира. Только евреи согласились принять Тору и выполнять её требования: "И отвечал весь народ вместе, говоря: всё, что говорил Господь, исполним " (Исход глава 19 ст.8) .

В Евангелии Христос"Камнем° называет себя самого, а строителями-учителей иудейских, которые отвергли Его:

Эту притчу обычно приводят в качестве „аргумента“ в пользу отвержения евреев Богом, утверждения, что отнимется от них Царствo и "отдастся"новому народу Божью" - Церкви Христовой (И.Злотоуст и последователи).


Таким образом идеи Ветхого Завета были трансформированы в идеи Завета Нового







 

Перейти на