"Богоубийство". Кто и за что убил Иисуса?
...несколько цитат из книги священника Афанасия Гумерова, посвященной "одному из центральных событий не только Священной, и всей мировой истории — суду над Иисусом Христом, на котором был приговорен к смерти вочеловечившийся Сын Божий."
"Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд"https://azbyka.ru/sud-nad-iisusom-xristom-bogoslovskij-i-yuridicheskij-vzglyad
"Автор, строго следуя святоотеческому пониманию Священного Писания, активно использует данные современной библейской науки
«Хотя окончательный приговор Иисусу Христу вынес Пилат, несомненно, что главной силой в этом необычном судебном процессе был иерусалимский Синедрион, которому Рим оставил право осуждать на смерть за преступления против отеческих законов. Но решения Синедриона подлежали утверждению римским прокуратором.
"И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф.26:63).
Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам; отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных(Мф.26:64
. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его (Лк.22:66-71).
Суд Синедриона закончился осуждением на смерть Спасителя мира.
"Римляне, лишив Иудею независимости, отняли также право придавать кого-либо смерти. Решение Синедриона, осудившего Иисуса на смерть, строго юридически не имело силы. Судьбу Обвиняемого должен был решить управлявший Палестиной прокуратор
"Прокуратор не мог быть в полном неведении об Узнике. По просьбе старейшин он предоставил отряд воинов для задержания Иисуса. Но как официальное лицо, которому предстояло совершить суд, он спросил: В чем вы обвиняете Человека Сего (Лк.18
"Уклончивый ответ был не только выражением высокомерия, но коварных намерений: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе (Ин.18:30).
Первосвященники и старейшины,
только что обвинившие Иисуса в богохульстве, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: развращает наш народ и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк.23:2). Они хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую.
первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. Со смертью в 4 г до Р.Х. Ирода старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступлениe
Пилат спросил Христа: Ты Царь Иудейский? (Мф.27:11). Трудно сомневаться, что прокуратору Иудеи было неизвестно о торжественном входе Иисуса в Иерусалим. У него было достаточно времени понять религиозный характер событий и
не опасаться происходящего.
Однако мы недоумеваем, как мог Пилат предложить такой вопрос Иисусу, если иудеи еще не успели сказать Пилату, в чем именно они обвиняют Иисуса.
"Выйдя, игемон сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке (Лк.23:4).
Они вновь пытались представить Прокуратору проповедь Спасителя политически опасной: «возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи до сего места» (Лк.23:5)
"Прокуратор предложил толпе сделать выбор: Кого, хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом? (Мф.27:17)
Варавва был известный узник (Мф.27:16), разбойник (Ин.18:40). Он вместе с сообщниками произвел мятеж и совершил убийство (Мк.15:7; Лк.23:19)
Пилат как бы подсказывает толпе решение, первым называя Варавву (Мф.27:17). Прокуратор, не находя никакой вины Узника обращается к народу с вопросом, кого отпустить по случаю праздника.
Он теряет способность поступать разумно
"Пилат беспомощно спрашивает толпу: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? (Мф.27:22). В ответ на это впервые прозвучали слова:да будет распят (Мф.27:22). Первосвященники и народ, который несколько дней назад встречал Иисуса пальмовыми ветвями, подсказал римскому судье самую жестокую и мучительную казнь.
упорное желание иудеев погубить ненавистного им Проповедника нарастало. Когда же увидели Его первосвященники и служители то закричали: распни, распни Его!(Ин.19:6)
"Пилат искал отпустить Его (Ин.19:12). Тогда иудеи прибегли к самому крайнему средству – если отпустишь Его, ты не друг кесарю… (Ин.19:12). В этих словах слышалось обвинение Пилата в измене императору.
"Рилат принял решение осудить
на жестокую казнь невинного Человека, грубо нарушив римские законы. Несчастие его было в том, что послал на позорную смерть Узника тогда, когда уже увидел в Нем не только невинно обвиняемого, но и Праведника (Мк.27:24)
"В ответ на слова Пилата о невиновности в крови Праведника Сего (Мф.27:24) народ принял всю ответственность на себя: кровь Его на нас и на детях наших(Мф.27:25).
Общий смысл книги Гумерова можно выразить этими цитатами :
"Хотя окончательный приговор Иисусу Христу вынес Пилат, несомненно, что главной силой в этом необычном судебном процессе был иерусалимский Синедрион,
"Святитель Василий Великий находит, что иудеи, распявшие Христа, поступили злочестивее содомян. [Святитель Василий Великий. Творения. Т. 1. СПб., 1911, с. 235.] Последние были наказаны за крайне развращенный образ жизни. На безнравственное состояние как источник ожесточения, приведшего иерусалимлян к осуждению вочеловечившегося Бога, указывает также святитель Игнатий (Брянчанинов). [Святитель Игнатий (Брянчанинов). О причине отступления человеков от Бога. Беседа в неделю тринадесятую. — Творения, М. , 1993, т. 4, с. 212–219 "