Мне нравятся скачущие проповедники
Послание к Римлянам.
Manfed
На сегодня существуют немало комментарий на это послание. И немало таких комментарий, которые заслуживают определенного внимания.
Тогда зачем к этому числу, присовокуплять еще один разбор этого произведения? Дело в том, что послание к Римлянам, пожалуй, первый опыт, одного из апостолов, по систематизации основных проблем, и выхода из них, в развития нового движения сторонников Иешуа Мессии. И сегодня, по истечении двух тысячелетий, можно сказать, что Павлу в основном это удалось сделать. По крайней мере, автор этой статьи, пришел именно к этому заключению. Более того, многие аспекты, которые осветил Павел в своем послании, цены и по сей день Поэтому автор будет рад, если эта статья, поможет раскрыть по новому, хотя бы еще одну грань Учения Мессии, которую Павел изложил в этом труде.
Авторство
Само авторство послания, не подлежит сомнению, поскольку Павел в самом начале представляется адресатам полностью:«1 Павел, раб Иешуа Мессии, призванный быть апостолом и избранный для проповеди Божьей Радостной вести». (Рим.1:1) Да и вообще, в почти всех посланиях, Павел старается сразу расставить точки над «i», в плане того, кому принадлежит авторство того или иного послания. Особняком стоит только Послание к Евреям. Весь текст этого послания, не соответствует стилю Павла, как иногда считают, что это его послание. Но вот заключительные отрывки, почти один в один такие же, как и те, что мы находим в других его послания. Но поскольку тема этого разбора иная, то пока мы оставим этот вопрос на будущее, а продолжим наш экскурс по Посланию к Римлянам.
Характеристика послания
Из всех посланий Павла, пожалуй только послание к Римлянам и к Евреям (если это послание Павла), а также послание Иакова, отличается богословским характером. То есть, эти посланием не на конкретное время, и не к конкретной проблеме, и не к конкретной общине, а на перспективу и ко всем «во первых иудеям, а потом и елинам». В этом послании Павел ближе всего подошел к изложению своих богословских взглядов касательно развития мессианского движения в диаспоре, которое состоит из евреев и эллинов. Как сказано выше, это послание было написано не на конкретную проблему, конкретной церкви (как к примеру послания к Коринфянам, Галатам, Ефесянам и т.д.), а в лице Римских церквей (а их было немало) рассматривалась общая уже на то время проблема:« Что такое мессианское движение». При этом, он особо подчеркивал преемственность следования мысли Бога, изложенной Им в ТаНаХе.
Что собой представляли римские общины того времени.
Вероятней всего, к организации римских общин последователей Мессии, никто из апостолов не имел прямого отношения. Поскольку первые Римские общины последователей Иешуа, могли организовать те иудеи, которые могли слушать ту первую знаменитую проповедь Петра в Иерусалиме во время праздника Шавуот (Деяния 2), когда к апостолам присоединились первые три тысячи иудеев:«41 Те, кто принимал его проповедь, были крещены. В тот день присоединилось около трех тысяч человек». (Деян.2:48)
Ведь среди этих слушателей были и римские иудеи:«7 Вне себя от изумления, они спрашивали: 8 - Разве все эти люди не галилеяне? 9 Как же это каждый из нас слышит их говорящими на нашем родном языке? 10 Среди нас есть парфяне, мидяне, эламиты, жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Aсии, 11 Фригии и Памфилии, Египта, окрестностей Ливии, прилегающих к Кирене, римляне» (Деян.2:7-11) И часть этих людей, могли в последующем еще не раз приходили в Иерусалим на праздники Божьи, и иметь связь с общиной Иакова Праведного, первого лидера последователей Мессии Иешуа в Иерусалиме. И через принятия этой Благой Вести, могли делиться со своими сородичами в Риме, и стать основателями мессианских общин в этом городе.
До конца сороковых годов первого века (а это примерно 20 лет, от начала мессианской эры), в этих общинах преобладали иудеи, и лишь незначительное число из их состава, были эллинами. Но в 49 году, император Клавдий, издал указ, чтобы все евреи покинули Рим. Кроме традиционного для римлян антисемитизма, причиной выселения евреев из Рима, послужило то, что иудейская диаспора Рима, не только активно проникала во все области экономики, но и активно распространяла иудаизм среди не евреев. В том числе этим занимались и последователи Мессии Иешуа. А с учетом того, что евреи составляли приличный процент жителей Рима, то размах их деятельности, был впечатляющим для того времени. К иудаизму, как ортодоксальному, так и мессианскому, начали присоединятся, не только низшие слои населения, но и немало знатных лиц Рима. Что тоже способствовало недовольству римскому истеблишменту
Эти, а так же ряд других причин, в том числе и постоянная угроза восстания в Иудее, и стали катализатором требований от кесаря принятия подобной меры. Так появился указ о выселении всех иудеев из Рима. Но изгнание не коснулось эллинской части мессианских общин. Им просто пришлось отказаться от иудейских корней этого движения, и тем самым прекратить выплату иудейского налога, которым облагались все иудеи, и те, кто был причислен к их вере, как проплаченная возможность не поклонятся кесарю, как богу.
И вот эти, уже эллинские общины Рима, в отсутствии иудеев, продолжали расти численно, но теперь уже только за счет эллинов, привнося в мессианство элементы греческой культуры. В том числе и ряд языческих обрядов и учений. То есть, не имея той твердой библейской основы, которая была у иудеев, они постепенно начали подвергать ревизии определенные основополагающие библейские положения, которые имелись в Писании. В том числе это коснулось и актуальному, на тот момент, положения о предизбрание евреев, как носителей Слова Бога. Как об этом говорил сам Иешуа:«22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». (Иоан. 4:22) Вот почему Павел в 3-й главе предупреждает эллинскую часть общин:«1 В чем же тогда преимущество быть иудеем и какую пользу дает обрезание? 2 Большое преимущество во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье». (Рим.3:1,2)
Но через пять лет, в 54 году, Клавдий умирает, и взошедший на престол Нерон отменяет изгнание евреев, и дает им право возвратится в Рим, поскольку евреи Рима, составляли одну из самых образованных и мастеровых диаспор этого города. Плюс к этому, они являлись приличными донорами Римской казны, как налогоплательщики. Вместе со всеми евреями, вернулись и мессианские евреи. Но к тому времени, в мессианских общинах, не евреи уже начали составлять большинство, и соответственно занимали основные руководящие положения. И возврат евреев в общины, у них не вызвал особого восторга, поскольку они опасались, что те станут опять претендовать на руководящие посты в общинах. И вот эти самые, внутри общинные трения, между евреями и эллинами дошли до Павла, что и послужило одной из главных причин написания этого послания, которое Павел написал примерно в 58 г., находясь вероятней всего в Коринфе.
Теперь что касается самого послания к Римлянам.
Немного повторимся - послание к Римлянам, из всех посланий апостола Павла, больше всех напоминает богословский трактат, популярно объясняющее иудаизм эллинам, а иудеям их призвание, в распространении Благой Вести в среде язычников, в эпоху, когда Мессия Израиля уже пришел. А также показывает пути их совместных служения, по распространению среди не еврейской среды Слова Бога. То есть, Павел систематизировал основные критические вопросы мессианского движения, которые к тому времени у него уже накопились, и дал на них конкретные практические ответы. А также заострив внимание на проникновения антисемитизма в общины, как Рима, так и других областей римской империи. Естественно, что рассматривались и другие злободневные вопросы, которые назрели к тому времени, и по которым уже были наработаны практические меры по их преодолению.
Еще одной особенностью этого послания является то, что Павел в этом послании, практически не затрагивает тему второго Пришествия Мессии. С учетом того, что это послание было написано примерно в 58 году, то вероятней всего, к этому времени, у Павла начинается меняться позиция по этому вопросу. Если в ранних своих посланиях он уповал на Его возвращение еще при своей жизни, то в Римлянах, а также в посланиях к Тимофею, Титу, к Филимону, этот вопрос им уже не дебатируется. Кстати, это заметно и во всех поздних посланиях апостолов Петра, Иоанна, Иакова, и Иуды. Что же касается особенностей писем Иуды и Яакова, то их послания стоят особняком, от Павловских посланий, поскольку предназначались исключительно иудейской аудитории. Но это как короткая справка.
Знали ли Павла в мессианских общинах и в иудейской среде Рима?
Вероятней всего в общих чертах, поскольку в раннем своем периоде, он был либо членом Синедриона, либо выполнял определенные судебные его постановления, как в Иудее, так и в еврейской диаспоре, в соседних к Иудее районах. То есть он был не из рядовых иудеев, а образованным раввином, как он и сам об этом писал:«3 я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне». (Деян.22:3) А в последующее время также знали, что есть такой раввин, который создает в диаспорах общины последователей Мессии, как среди иудеев, так и эллинов. На эту мысль наталкивает вот это место из Деяний:«24 Слушавшие Павла ответили: 25 - Мы не получали о тебе никаких писем из Иудеи, и никто из братьев, которые приходили к нам, не говорил нам о тебе ничего плохого. 26 Но мы хотели бы от тебя самого услышать, что ты думаешь, потому что мы слышим, что повсюду говорят против этой секты. (Деян.28:24-26) То есть о мессианском движении шли разговоры внутри иудейской диаспоры Рима, но о Павле и его миссии, мало кто знал, хотя как раввина его признавали:«17 Три дня спустя Павел созвал руководителей иудейской общины Рима». То есть он был им известен, и признан ими как раввин. Иначе как могли старейшины еврейской диаспоры просто так, прийти к какому-то еврею, который по личной инициативе, решил их собрать.
Это так сказать предыстория. Ну а теперь, что касается самому посланию.
Полный текст этого комментария, можно найти вот здесь:
https://beitaschkenas.de/?p=7403
