"кто не возненавидит отца своего и матери.., и самой жизни своей.."
слово переведенное как "возненавидь", означает не "любить меньше", не "отойти и не спорить с ними ..", а именно - "возненавидь", причём в Синод. переводе
Греческое слово miseo ,
использованное Лк14:26, означает: ненавидеть, преследовать с ненавистью, питать отвращение.
Что же значат слова Христа: «кто не возненавидит отца и матери»?
Чтобы понять этот проблемный отрывок у Луки 14:26 , не след. вдаваться в фантазии, пытаясь как-то завуалировать звучание этой фразы, т.к. как ни изощряйся,она
противоречит Его же призыву любить врагов , не говоря уж о главной заповеди Библии о любви к ближнему, как к самому себе.
Можно, конечно, забить на формулировку Луки и ограничиться Мф 10:34-39, к-рый высказывается мягче, без острых углов:
"и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" . Но это не лучший выход .
Смысл фразы Луки 14:26 можно понять, если обратиться к другому стиху: Лк 16:13:
" Никакой слуга не может служить двум
господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному
станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и
маммоне"
.У Мф 6:24 эта мысль звучит так же:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне»
Можно ли одновременно собирать сокровища земные и небесные?Этими словами Иисус Христос дал ответ на очень актуальный вопрос, который заботит многих людей и в наши дни.Человека, совмещающего эти привязанности, Иисус считает лицемером.
"Такой человек своим двурушничеством подает дурной пример окружающим, особенно нестойким в вере Христовой людям и толкает ближних своих в пропасть погибели", - обьясняет современный церковный толкователь.
Именно о выборе правильного пути в жизни и говорит Иисус Христос людям у Лк14:26 и 16:13 , предостерегая их от служения злу: " Лицемерное служение Богу является опасным делом, так как такое служение из двуличного человека в конечном счете делает приверженца злу, собирателя сокровищ земных, забывшего о спасении своей души".
Аналогично можно понять слова о "ненависти к отцам" , которые, придерживаясь "старой веры" ( в предыд. стихе это мир зла в образе Маммоны - лукавого злого духа, покровительствующего накопительству) , могут отдалять ученика от мыслей о Боге, препятствуя "следовать за Ним".