Философия. манипуляций
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?
А вот отсюда начинается чистая манипуляция.
Конечно же можно возразить и сказать что не исключено - тот кто обозначен здесь как змей и сам не знал как было сказано.
Хотя применение слова "хитрый" не оставляет сомнения в том что "змей" знал как было сказано на самом деле.
На самом же деле было сказано чтобы не ели только от одного дерева. а от всех других деревьев можно есть.
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Сказала всё правильно.
С её стороны нет и намёка на какую-то манипуляцию.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
Вот тут уже не просто затравка ложью, а откровенная либо манипуляция либо ложь.
Если манипуляция то:
Смерть о которой говорил Адаму Бог это не та смерть которую мог иметь в виду змей.
Если же это было ложью то:
... то нагло солгал.
Во всяком случае неискушенные Адам и Ева не понимали о чём речь, иначе они бы наверняка не повелись на эту акцию змея.
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, - здесь претензий к змею нет, Бог знает всё ....
откроются глаза ваши, - здесь уже ирония, я бы сказал .... злая ирония .... ведь глаза увидят не то что ожидали.
и вы будете, как боги, - это уже сарказм, потому что человек уже был создан по образу и подобию Божию, но верх сарказма впереди ...
знающие добро и зло. - вот он, верх сарказма: человек знал только добро, теперь он будет знать и зло. Причём знать зло будет не понаслышке, а на собственной шкуре.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И увидела жена - "увидела" не объективно как оно есть на самом деле а субъективно, как смогла увидеть
что дерево хорошо для пищи - даже ещё и не вкусивши от плода? ....... Хорошо на вкус или по положительным последствиям? ...... Обо всём этом она наверняка не думала уже хотя бы потому что у неё ещё не было опыта альтернатив, а ведь как известно в этом мире "всё познается в сравнении".
и что оно приятно для глаз и вожделенно - греховное хорошо замаскировано.
потому что дает знание - она приняла желаемое или ожидаемое за действительное - ведь теперь вопреки ожиданиям она познает и зло ... при этом конечно же будет учиться распознавать добро и зло.
и взяла плодов его и ела - ... несмотря на то что есть было нельзя - в этот момент и были разрушены доверительные отношения между Богом и человеком ... Хотя нет. Запрет получил Адам ещё до того как была создана Ева. Она конечно же знала о запрете, тем не менее ответственность лежит на Адаме.
и дала также мужу своему - что нормально.
и он ел - вот сейчас да. Запрет нарушен и доверительные отношения разрушены. ..... Так что не нужно вину валить на женщин. Даже такими казалось бы невинными
отговорками как cherchez la femme.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Думаю что в этот момент изменилось что-то кардинально в природе обоих. Что конкретно? Нету даже теорий.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
Ну раз у них "открылись глаза", и стали отличать добро от зла, то они поняли что накосячили, то есть что поступили далеко не хорошо - и скрылись о лица Господа Бога.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Понятное дело, Господь Бог спросил Адама "где ты" не потому что Сам не знал где тот находится.
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
Адам скрылся.
Имеет ли этот факт что-либо общего с манипуляцией?
Думаю что да - вместо того чтобы пойти на возможно даже очень болезненные разборки произошедшего он не нашёл ничего лучшего как скрыться .... то есть попытался создать себе преимущество - хотя и мнимое.
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Один из моих преподавателей комментируя этот эпизод заметил: Посмотрите на наглость Адама - он ещё обвиняет Бога в произошедшем.
А ведь так можно подумать обратив внимание на ".... которую Ты мне дал ..."
Этот стих демонстрирует до сих пор сохранившуюся склонность человека уходить от ответственности за содеянное, перекладывать её на других или искать оправдания своим проступкам.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?
Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
В этом эпизоде женщина вызывает уважение так как не юлит и говорит так как было на самом деле.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей
Насколько понимаю, это касается в основном не животного, а чего-то из спиритуального мира.
Пока у меня нет стройной системы взглядов на эту тему.
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Здесь пророчество о Марии, Иисусе Христе и Его Церкви побеждающих грех.
В теме касающейся манипуляций нельзя не отметить что указанное пророчество касается в том числе и битвы с грехом манипуляций.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Жене сказал - последствия случившегося будут различными для каждого из участников.
умножая умножу - понимаю так ... умножить то чего до сих пор вообще не было.
скорбь твою в беременности твоей - речь идёт о скорби которой она раньше не знавала. Пришло время на собственном теле испытывать разницу между добром (к примеру жизни без скорбей в раю) и злом для неё (жизнь в скорбях).
в болезни будешь рождать детей - рожать есть самое важное для женщин.
Хочу отметить что очень сожалею о современных взглядах на роль матери в современном обществе, к которой всё больше пренебрежения - так далеко доманипулировали мы наше общественное сознание.
и к мужу твоему влечение твоей - думаю что здесь имеется в виду не сексуальное влечение а соображения обеспеченности и безопасности.
и он будет господствовать над тобою - эта тенденция в настоящее время всё больше теряет значение что мне говорит о том что не за горами время кардинальных перемен.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
Господь Бог как сказал - так оно и произошло. Причина прозошедшего названа Им также без обиняков.
Но сказано это не только Адаму, но и каждому из нас: Каждый из нас искуплен страданиями Господа Иисуса Христа и имеет шанс возврата Домой - для этого следует лишь быть Ему послушным и не слушать манипулятор разного толка.
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
Вот они - горькие плоды удавшейся манипуляции.
Плоды, некогда казавшиеся вожделенными.
Хотя ...
Эта история только кажется завершённой, на самом же деле здесь одновременно и начало новой истории - Истории спасения.
Эта История спасения народа на этапе ВЗ полна манипуляций, когда грех овладевает испорченной грехопадением природы человека настолько что человек временами неспособен ему противостоять. Это проявляется во множестве случаев клятвы народа в верности своему Богу и преступлениях этих клятв вскоре.
Должен сказать, что наш относительный мир даёт возможности манипуляций в почти неограниченном диапазоне.
Этой возможностью некоторые пользуются также почти неограниченно.
Другие же страдают от того что зачастую ничего не могут противопоставить манипуляциям.