Раввин беседует с Иисусом
Отношение Нового завета к фарисеям неоднозначно:
"Анализ взглядов Иисуса — таких, какими они даны нам в Евангелиях — приводит к выводу, что по своим взглядам Иисус полностью находился в рамках философско — религиозной концепции фарисеев, хотя по некоторым вопросам занимал крайние позиции внутри этого движения.
Более точно, взгляды Иисуса соответствовали не основному направлению фарисеев, а одному из небольших внутрифарисейских течений, иногда называемых «хасидеи»
Иисус критикует поведение фарисеев, но полностью согласен с их учением и с их интерпретацией заповедей Торы(Отсюда, кстати, следует, что те христиане, которые охульно осуждают Талмуд и «талмудический иудаизм», действуют против Иисуса: ведь Талмуд это и есть то «фарисейское учение», которое Иисус признавал истиной!)
Cущностного различия между Иисусом и фарисеями на
самом деле нет, а «впечатление наличия разногласий» создается
полемической формой Евангелий, а также примитивизацией в них фарисейской
точки зрения." (c)
Фарисеи — основной объект критики Иисуса. Мф. враждебно настроен по отношению к фарисеям, некоторые отрывки Мф. уже долгое время приводят толкователей в недоумение. Например, 23-я глава содержит наиболее злобный из всех антифарисейских пассажей НЗ, при этом призывает учеников Иисуса повиноваться фарисеям
Вот некоторые примеры грозных обличений Христом фарисеев:
"Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?" (Мф. 12:34).
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорил им Господь, — что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты" (Мф. 23:27).
внутри у вас лишь желание грабить и совершать зло ... внутри полны вы злобы и жадности .(Луки 11:39, 40).
Горе вам, потому что вы подобны неприметным памятным склепам, по которым люди ходят и не знают об этом!» (Луки 11:43, 44 ......
Это мнение ...не разделяют даже еврейские источники:Отношение Нового завета к фарисеям неоднозначно
Отношение НЗ к фарисеям действительно неоднозначно: с одной стороны обвиняет в лицемерии и проч. грехах, а с другой требует поступать согласно их учению.
.
Об Отношении еврейск. народа -современников Иисуса к фарисеям Вы почему-то в своей цитате не упомянули :
: "Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам-саддукеям,
фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень
велико («даже если они скажут что-нибудь против царя и первосвященника,
им сразу же поверят»). Иосиф отмечает человеколюбие фарисеев, которые
«желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим
братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами».
Фарисеев называли «мудрыми и знающими.."
Во-первых, можете меня по-прежнему называть на "ты" и "прогнившим человечишком". Я не обижусь. Совершенно. Во-вторых, хорошо известно отношение фарисеев к народу, что гораздо важнее для рассматриваемого вопроса. Фарисеи называли народ Ам-ха-арец, "простонародье", вкладывая в это понятие следующий смысл:Об Отношении еврейск. народа -современников Иисуса к фарисеям Вы почему-то в своей цитате не упомянули
Еврейская Электронная Энциклопедия, «Ам-ха-арец»...трудно однозначно определить точный смысл этого термина, однако очевидно, что уже в период Второго храма он применялся к евреям, несведущим в Торе и не соблюдавшим заповеди (см. Мицвот), особенно связанные с обработкой земли и ритуальной чистотой. Фарисеям и хаверим (см. Хавер) предписывалось чуждаться ам-ха-арец, так как общение с ними могло привести к ритуальной нечистоте (см. Чистота и нечистота ритуальные) или к случайному употреблению в пищу сельскохозяйственных продуктов, от которых не была отделена десятина. В этот период термин ам-ха-арец обозначал не какую-либо социальную категорию, но служил определением для тех, кто не придерживался иудаизма в форме, установленной фарисеями... Ряд талмудических (см. Талмуд) сентенций отражает враждебность, существовавшую в этот период между знатоками Учения и ам-ха-арец. Согласно Талмуду, человек, который не изучает Тору, разрушает единство народа.
Данная ситуация точно отражена в Евангелии:
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. (Евангелие от Иоанна, 7 гл.)
Фарисеи были в большинстве своём высокомерными ханжами, зацикленными на церемониальных правилах, прописанных в Ветхом Завете. Более того, верно описание Евангелистами и изобретение фарисеями собственных правил (Марка 7:11), даже таких, которые отменяют заповеди Ветхого Завета (Торы):
Источник: Библейская Энциклопедия Брокгауза, статья «Фарисеи»Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние
Поэтому современный образованный человек не только может вполне доверять сообщению Евангелия, но и всерьёз полагать, что для большинства фарисеев времён Иисуса собственная праведность была важнее понимания и следования нравственно-этической стороне Закона Моисея.
Кто здесь одержимый вполне очевидно любому нейтрально настроенному человеку. Как и то, кто яростно размахивает "плакатиками", да только кроме периодического вымещения злобы на объект, обломавший амбиции, не наблюдается. Ну не получилось у вас достичь славы и признания на христианском поприще за десять лет. Какая печалька. Песенка о том, что-де "всё равно и всё в прошлом" на фоне вашей активности звучит как-то неубедительно...одержимый
Фарисеи были в большинстве своём высокомерными ханжами, зацикленными на церемониальных правилах, прописанных в Ветхом Завете. Более того, верно описание Евангелистами и изобретение фарисеями собственных правил (Марка 7:11), даже таких, которые отменяют заповеди Ветхого Завета (Торы):
Критика фарисеев в Евангелиях не означает критику фарисейства,как такогого. В Талмуде также содержится критика поступков фарисеев того времени.
В Мф 23:2,3 Иисус говорит о признании служения фарисеев:
2 Он сказал: "Законоучителям и фарисеям дано право толковать закон Моисеев.
3 Так исполняйте же всё, что они велят вам, но не поступайте, как они поступают. Я говорю так, потому что они только говорят, но не делают.
§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).
Спасибо большое за замечательную ссылку на статью " Этический иудаизм". Особенно восхитило это:
Характерная притча гласила: Весьма почитаемый рабби исчезал с вечера пятницы на всю субботу. Ученики полагали, что этот день он проводит на Небе. Один из них очень хотел увидеть, как именно происходит это вознесенье. В пятницу, с приближением темноты он проследил, как рабби, одетый в платье простолюдина, вышел на окраину городка, зашел в покосившийся дом, где жила парализованная старая женщина, мыл пол, готовил еду, стирал, ухаживал за больной и вернулся домой только к концу субботы. Когда ученика спросили, где был рабби, он убежденно ответил: «Рабби был на Небе».
Вот и спрашиваешь себя: чем же нарушается Четвертая Заповедь, если в субботу помогаешь ближнему, который не может сам о себе пoзаботиться, приносишь и ему минуты радости в этой жизни? Разве это не похоже на исцеление Иисусом в субботу больных, которые, наверное, могли и подождать денек? Значит, все-таки "Не человек для Субботы, а Суббота для человека"? Как мы видим, на этот простой вопрос даже сегодня у рабаним нет однозначного ответа, как не было его 2000 лет назад. Как поступить, нам подсказывает Моральный Закон внутри, и за его исполнение с нас спросится не людьми, а Тем, Kто в нас этот Закон вложил.
Исполнение всех 613 заповедей Устной Торы (гл обр относительно ритуала) - вообще не обязательно для не-евреев, в отличие от сказанного в ТАНАХЕ.. Хотя я в этом не очень разбираюсь, можете уточнить у Нокиа... Скажите, Вы допускаете, что для автора книги, котор. посвящена тема, - профессора, раввина, фарисея - потомка ТЕХ фарисеев "равнозначно" то, о чём Вы писали?
Спасибо за вопрос. Если честно сказать - не знаю. Автор книги весьма доброжелательно относится к Иисусу, просто не является его последователем. Причины м.б. разные. Первая - автор не считает, что трактование Закона Иисусом, те акценты, которые Он расставляет, правильны, и придает определяющее значение тем формальным отличиям от буквы Закона, которые можно увидеть в проповедях Иисуса, потому в итоге отвергает Его как Учителя и Пророка. Вторая: автор принципиально согласен с Иисусом и признает верной трактовку Им законов, не акцентируя внимания на неких формальных противоречиях букве Закона (мы с Вами пришли к выводу, что идеалы-то общие). Но положение автора как хорошего, обеспеченного семьянина, вполне удовлетворенного тем, что дает ему иудаизм в его понимании, его ежедневные привязанности удерживают его
от следования трудным и неизведанным путем служения. Третий вариант - некая комбинация двух предыдущих с превалированием тех или иных мотивов. Мне кажется, среди фарисеев встречались все три типа людей, отсюда и разное отношение Евангелий к представителям этого течения. Но простой народ, который страдая, искал и не находил спасения и утешения, ИМХО, оценивал проповеди Иисуса вполне однозначно.И конечно, велико было разочарование, когда Он был казнен.
Пользуясь случаем, попробую пояснить свое понимание Кдошим. Мне кажется, эта глава, помимо морального кодекса для всех, содержит также строгие напоминания прежде всего для тех, кто непосредственно отправлял культ в Скинии Завета. Именно они должны были быть совершенными и чистыми во всех отношениях - святыми. Это конечно сугубо дилетантское представление, т. к., насколько я понимаю, и теперь есть люди, которые не видят различий между исполнением заповедей "люби ближнего" и "не носи шаатнеза", хотя последнюю выполнить куда проще...
Если Вас интересует моё отношение к ап. Павлу, оно изложено здесь :
Спасибо, с большим интересом прочитала. Действительно, ап. Павел - исключительно противоречивая, драматичная, можно, наверное, сказать, экзальтированная натура. Он определенно нес на себе тяжелый моральный груз и как жестокий преследователь первых общин, за что его долго не признавали ученики Иисуса, а позднее и как человек, которого соплеменники наверняка клеймили как вероотступника. Наверное, этот внутренний дискомфорт не позволял ему излечиться от болезни, которой он страдал до конца жизни.
Насколько я поняла, Вы считаете, что именно паулианство создало непреодолимую границу между иудаизмом и первыми христианами. Но меня, наверное, потому, что вера моя основана на чувствах, глубоко трогает его страстное и поэтичное обращение к Коринфянам:
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий..."
А что касается его роли в иудейской истории - все-таки, не в последнюю очередь его проповедями в итоге было повержено язычество в могущественнейшей империи, разрушившей Второй Храм.
Надеюсь, это уместно вспомнить в траурные для иудеев 3 недели до 9 ава...
Вот и спрашиваешь себя: чем же нарушается Четвертая Заповедь, если в субботу помогаешь ближнему, который не может сам о себе пoзаботиться, приносишь и ему минуты радости в этой жизни? Разве это не похоже на исцеление Иисусом в субботу больных, которые, наверное, могли и подождать
Всё упирается в вопрос,что считать работой. Не думаю, что такая помощь ближнему в субботу, как навестить болеющего, прогуляться с ним, подать еду и т.п. считаются запрещёнными видами работ согласно иудаизма. Спросила коротко у субботницы-христианки, та подтвердила мнение, что это не запрещённая работа.
Мудрецами указаны 39 запрещённых работ в субботу
Список 39 работ, запрещенных в Субботу [↑]1. пахать; 2. сеять; 3. жать; 4. вязать снопы; 5. молотить; 6. веять: 7. выбирать; 8. размалывать; 9. просеивать ; 10. месить тесто; 11. варить; 12. стричь овец; 13. отбеливать шерсть; 14. чесать шерсть; 15. окрашивать; 16. прясть; 17. делать две петли; 18. расправлять нити; 19. ткать; 20. разъединять нити; 21. завязывать узлы; 22. развязывать узлы; 23. шить; 24. рвать; 25. охотиться; 26. убивать животное; 27. сдирать шкуру; 28. засаливать кожу; 29. разглаживать кожу; 30. намечать линии; 31. разрезать по размеру: 32. писать; 33. стирать написанное; 34. строить (а также замыкать электрическую цепь); 35. разрушать (а также размыкать электрическую цепь); 36. зажигать огонь (а также включать лампочку накаливания); 37. гасить огонь (а также выключать лампочку накаливания); 38. делать «последний удар молота» — заканчивать производственный процесс; 39. переносить вещи из одного владения в другое.
Как мы видим, на этот простой вопрос даже сегодня у рабаним нет однозначного ответа, как не было его 2000 лет назад. Как поступить, нам подсказывает Моральный Закон внутри, и за его исполнение с нас спросится не людьми, а Тем, Kто в нас этот Закон вложил.
Согласна,что мы слышим свой внутренний голос. Согласно Торе и Библии закон о субботе был дан Богом,когда был сотворён человек ещё до дарования Торы народу Израиля.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
(Быт. 2:2-3)
Да, спасибо, это 39 мелахот. Но я не понимаю, как можно, ухаживая за больным, все время контролировать себя, чтобы ни в коем случае ненароком не завязать ему шнурков, не вывезти его на ролльштуле на балкон или не согреть ему еду. О чем же мы должны в первую очередь думать - чтобы облегчить участь нуждающегося, доставить ему радость в субботу, продлить его дни или о том, чтобы ни в коем случае не выполнить при этом одну из 39 мелахот?
доставить ему радость в субботу, продлить его дни или о том, чтобы ни в коем случае не выполнить при этом одну из 39 мелахот?
Спасибо за интересный вопрос. Думаю радость человеку даёт общение, внимательное и заботливое отношение.
Да, спасибо, это 39 мелахот. Но я не понимаю, как можно, ухаживая за больным, все время контролировать себя, чтобы ни в коем случае ненароком не завязать ему шнурков, не вывезти его на ролльштуле на балкон или не согреть ему еду.
Вижу Вы знаете о предписаниях больше меня. Я же руководствуюсь в основном логикой. Если нуждающийся и его навещающие соблюдающие евреи или же христиане-субботники(адвентисты), то у них всё заранее предусмотрено.
Если же они- неевреи, то и проблемы не существует.