Чем отличается критика от критиканства?
о факту копипастером времязатраты у меня здесь не большие. Для молодого человека, живущего на germany.ru (без семьи, без работы, а значит без квалификации и не особо привлекательного), пытающегося себя выдать за интеллектуала-исследователя
мадам, вы правы только в одном: да, молод- 35. Но работа - заказы всегда есть (художник) ; двое детей, любимая жена и даже -собака...Да, увлечён историей религии, возможно, - чрезмерно, слишком много времени отдаю..
но всё - в отличие от вас, тоскливой старушки, коротающей время на форуме.
будьте добрее и может , тогда станете счастливее ( на земле)
Латынина следующим образом реконструирует действия Иисуса в Иерусалиме. В сопровождении замаскированных вооружённых сообщников он эффектно въезжает в город. После чего с ними силой оружия захватывает иерусалимский храм. Подтверждение этому она находит в Евангелии от Марка: «После торжественного въезда Иисус, согласно Марку, направляется в Храм и изгоняет из него торговцев». На всякий случай проверим контекст:
«И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день… Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих…» (Мк. 11:11—15)
Латынина приводит множество серьёзных аргументов, с помощью которых обосновывает неисторичность эпизода «Марка» об изгнании Иисусом торговцев из храма. Однако делает вывод о том, что неправдоподобная картина, представленная евангелистом, является преднамеренным введением заблуждение:
У Марка… милленаристское очищение храма от всех разновидностей мерзости — от приказчиков Анании до язычников — превратилось в мирный протест в духе Occupy Wall Street… Иисус триумфально вошёл в Иерусалим, захватил храм и, как и полагалось священному царю, очистил его от хананеев, как это и обещал Третий Захария. Это очищение и означало наступление Царства Божия. Марк, писавший после разгрома Иудейского восстания, не мог отрицать факта захвата храма, но он постарался представить дело как можно невинней: хананеи у него из чужаков превратились в торговцев, а погром — в мелкий перформанс.
Но самое главное — никакого пасхального агнца на этой трапезе не наблюдается. Вместо агнца Иисус разламывает хлеб и говорит: «се плоть моя», он наливает вино и говорит: «се кровь моя»… Что случилось? Где агнец? … Почему ему приходится заменить традиционное пасхальное благословение, произносимое над агнцем, «Благословен будь, Вечный, Господь, Царь мира, ты, который освятил нас своими заповедями и приказал нам вкушать Пасху», другим, очень похожим, но произносимым над вином и хлебом? Одно из напрашивающихся объяснений состоит в том, что агнца не было, потому что из-за бойни, приключившейся в Храме, Иисусу и его людям было не до агнца. Тайная Вечеря была не что иное, как ужин провалившихся путчистов, на котором заговорщики принесли клятву, что они не будут вкушать пасхального агнца до того, пока собственноручно не принесут его в жертву в освобождённом Храме.
(Моё примечание: Здесь автор статьи подразумевает 22 главу благовестия Луки:
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. SYNO
Приготовление ягнёнка на Пасхальный Седер было традицией, которую Иисус поручил исполнить самым достойным из своих учеников. Несомненно, это было для них большой честью, но также и хлопотным делом, для которого потребовалось две пары рук. Конец примечания)
Всего два вопроса:
Интерес к книге Латыниной настолько велик и разнообразных отзывов ( выдаваемых в основном теми, кто книгу не открывал) так много, что думаю, некоторые вопросы следует рассмотреть более подробно
Итак, прежде всего хотелось бы заметить, что Латынина далеко не единственный автор поднимающий подобную тему. Ещё в 18 в. немецкий учёный
Герман Самуил Реймарус , который считается одним из родоначальников библейской критики, одним из первых начал подмечать противоречия в Библии . В Иисусе Христе Реймарус видел простого галилейского бунтаря, чья миссия закончилась провалом и чью легенду создали его ученики. Заметим, что этот вывод был сделан на основании анализа евангельских текстов . Теми обширными знаниями об истории раннего христианства, которые стали доступны лишь в 20 веке, он естественно, не обладал.
Выводы Латыниной базируются в основном на трудах Эйзенмана и тщательном анализе свитков Мёртвого Моря.
Я не буду сейчас подробно останавливаться на академических трудах Эйзенмана, которого некоторые осмеливаются выставлять чуть ли не как шарлатана, но замечу, что именно благодаря этому одержимому научным поиском американскому библеисту , историку и археологу; профессору ближневосточных религий;директору института изучения иудео-христианского проишождения, - стал доступен доступ к свиткам Мёртвого моря в 1980-90 г. О его книге об Иакове, брате Господнем, надо говорить отдельно...
Сначала - некоторые сведения о кумранитах.
----------------------------------------------
Кумраниты ведут своё происхождение от Учителя Праведности - священника, изгнанного из Иерусалима. Его сопровождали ученики - другие священники. Учитель положил начало кумранской секте ессенов. Он создал новую теологию, не принятую саддукеями.Видимо, это учение активно проповедовали, т.к. секта долго существовала и разросталась. Кумранская коллекция собственных текстов и псевдоэпиграфии показывает, что междуи эссенами и христ-вом много общего.
В евангелиях упоминаются саддукеи, фарисеи, но нет ни слова о назореях и близких к ним эбионитах,зелотах и ессеях (эссенах); это можно ожидать, если рассказ ведётся именно от лица одной из этих групп.
По независимым источникам и текстам секта эссенов насчитывала тысячи членов. Около 68 года секта внезапно и бесследно пропадает, будто растворяется в истории.
Но в то же время возникает из ниоткуда другая секта - христиан.. Эссены подверглись преследованиям точно в тот период, когда появились первые достоверные упоминания о христианах.
Напрашивается вывод: христиане - это просто новое название эссенов, или определённого их крыла.
Христианство не было новой религией, каковой оно кажется, если игнорировать его ессенские корни.
Христианство было крылом серьёзной старой секты.
Считалось, что свитки Мёртвого Моря написали мирные ессеи. Но как же так получилось, что некоторые свитки не только проповедовали геноцид и резню, но были ещё и обнаружены в Масаде - месте, где скрывались от римлян кровавые зелоты? Можно предположить, что в Кумране обитала также секта террористов - "четвёртая секта".....
О заключениях, к которым пришла группа по изучению результатов прочтения свитков Мёртвого Моря.
Свитки и их авторов принято было дистанцировать как можно далее от «раннего христианства» в том виде, в котором оно предстает в Новом Завете, а также от главного русла развития иудаизма 1 в. н. э., от которого, собственно, и произошло «раннее христианство».
Существует множество точек, в которых кумранские тексты и верования общины, из которой они вышли, пересекаются с раннехристианскими текстами и так называемой «ранней церковью». Число подобных параллелей весьма значительно.
1. таинство крещения, являющееся одним из важных таинств христианства, было заимствовано из учения Кумранской общины. Согласно одному из текстов свитков Мертвого моря, принимаемый адепт «должен очиститься от всех грехов своих в духе святости, воссоединяющем его с истиной... И когда плоть его будет окроплена водой омовения и освящена водой очищения, он будет очищен, смиренно покоряясь своей душой всем заповедям Божиим»
2. в книге Деяния св апостолов говорится, что все члены «ранней церкви» обладали общим имуществом: «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 44—46).
В первой статье Устава общины,регламентировавшего жизнь Кумранской общины, говорится, что «все... должны приносить в Общину все свои знания, имения и собственность». Согласно другой статье, «они должны вкушать пищу вместе и молиться вместе». Наконец, еще одна статья требует: новый адепт «обязан отдать Общине все свое имущество, все свои знания и умение».
3. и Кумранская община, и «ранняя церковь» имели совершенно четкую мессианскую ориентацию, и в них доминировала вера в скорое пришествие «Мессии». В учении обоих общин провозглашалось, что это — яркий харизматический лидер, личные качества которого должны сплотить всех адептов, а учение составляло основу их веры. В «ранней церкви» таким лидером был, конечно, Иисус. В кумранских текстах этот персонаж известен как «Праведный Учитель».
Временами,описывая «Праведного Учителя», кумранские тексты, кажется, рисуют портрет Иисуса Правда, «Праведный Учитель» никогда не изображался Богом, но точно таким же представал сразу же после своей крестной смерти и Иисус. Наряду с тем, что кумранские тексты и писания «ранней церкви» имеют весьма много общего с точки зрения идей, концепций и установок, они порой поразительно совпадают в образной системе и фразеологии.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5), говорит Иисус в Нагорной проповеди. Эта фраза восходит к словам 36 псалма: «А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира» (Пс. 36, 11). Любопытно, что этот псалом имел особое значение для Кумранской общины. В свитках Мертвого моря имеется такое толкование к его содержанию: «Следует понимать, что это относится к братству нищих...» Формула «братство нищих» — это одно из названий, которое члены Кумранской общины относили к самим себе. Это — не единственная параллель: по словам Иисуса, «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5,3).
Между тем Свиток Войны из пещеры 1 гласит: «Сила — удел нищих духом...»
Действительно, все Евангелие от Матфея, и в особенности главы 10 и 18, содержат немало метафор и терминологических оборотов, перекликающихся с фразеологией Устава общины. В Ев от Матфея, например, сказано, что Иисус особо подчеркивает необходимость стремления к совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
В Уставе общины говорится о тех, «кто ходит путями совершенства, как заповедано Богом». Как сказано в тексте, «не будет милосердия к тем, кто уклоняется с пути... ни покоя... пока путь их не станет совершенным». В Евангелии от Матфея (Мф. 21, 42)
Если кумранские свитки и Евангелия перекликаются друг с другом, то еще более ощутимы такие переклички в так называемых Павловых текстах — книге Деяний и посланиях ап Павла...
Совершенно очевидно, что Павел знаком с метафорами, приемами образной речи, построением фраз и риторикой, которой пользовались члены Кумранской общины в своих толкованиях текстов Ветхого Завета. ...
Показательно, что в своей строгой приверженности соблюдению закона Иисус, как это ни странно, гораздо ближе к кумранским текстам, чем к посланиям апостола Павла. В Нагорной проповеди (Мф. 5, 17—19) Иисус с необычайной ясностью выражает свою позицию, — позицию, от которой Павел впоследствии отошел: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, если кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». ....
.......
Можно лишь гадать, какой была реакция группы, когда были обнаружены первые поразительные параллели между кумранскими текстами и тем, что принято называть «ранним христианством». Ведь прежде считалось, что учение Иисуса совершенно уникально и что хотя Он и упоминает ветхозаветные источники, однако вводит их в совершенно новый контекст откровения и благовестие, которого мир прежде не знал. И вот теперь среди собрания разрозненных фрагментов древних пергаментов, найденных в Иудейской пустыне, появляются другие отзвуки этого откровения ..........
Свитки Мертвого моря оказались непохожи на современную книгу, содержащую противоречивые утверждения. Они представляют собой свидетельства из первых рук, подкрепленные бесспорными выводами науки ХХ в.
....
Подробно о
"Свитке Bойны", о
"четвёртой секте" - можно прочесть в шестой главе книги Латыниной , содержащей 34 ссылки на использованные оригинальные источникиhttps://sapojnik.livejournal.com/3348438.html
Статья - о спорах, о "грибниках"-спорщиках, о том, что в спорах не рождается истина.
Её, "истины", вообще, скорее всего, не существует, особенно в вопросах, обсуждаемых здесь. Но есть аргументы, мнения и -люди, чьё мнение и аргументы бывают интересны и даже иногда -полезны...
"Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чём они спорят, неясно для них самих" (ц). Согласны с этим?
Интересность и полезность чьих-то здесь мнений очень и очень сомнительна, для меня нулевая.
А для меня - нет..И наверно, не только для меня. Например, сообщения таких давних участников, как Мигнон, или недавних, но, к сожалению, не пишущих более, - МФМ, Кодера, или даже моих постоянных оппонентов х-Те и беатуса - оказывались не раз для меня лично - интересны и полезны. А что касается написанного Вами, многое вообще бы стоило обобщить и дать отдел'но , настолько интересно, пародоксально и глубоко то, что Вы писали и как верующий и как атеист..
В общем, Вы не правы. И зря восхищаетесь этой однобокой статейкой. Не думаю, что в ней есть место, которое подошло бы Вам..да и мне - наверно, тоже..
Господин художник, работ которого никто не видел, большой почитатель Ю. Латыниной, для пущей убедительности ссылается на Р. Эйзенмана,
В статье, фрагменты из которой я привожу можно прочесть и о том, кто такой Эйзенман (маргинал в среде учёных, искатель сенсаций и славы) и о его теории о "четвёртой секте": 22century.ru/popular-science-publications/.....
Далее Латынина анализирует изложение у «Марка» суда над Иисусом и попытки Пилата его помиловать. Снова из ряда валидных аргументов она делает вывод, что оба эпизода неисторичны. Но дальнейшие заключения парадоксальны и забавны. Повествование о суде Пилата недостоверно — следовательно, его не было. Повествование о суде Синедриона недостоверно — следовательно, он был. Просто это был экстраординарный случай. Понятно, что никаких подтверждений такого вывода, за исключением спасительного «это всё объясняет», у Латыниной нет. К сожалению, исторический анализ источника у автора «Расследования» здесь оказывается примитивным. Чтобы не испытывать терпения читателей и без того длинным обзором, ограничусь минимальными наблюдениями. Евангелия происходят из христианской среды. Первичным источником информации в этой среде были рассказы об Иисусе, восходящие к знавшим его людям. Но, как следует из евангелий (и известных исторических реалий), все последователи оставили Иисуса после ареста. Соответственно, не было очевидцев, которые могли бы позднее рассказать о том, что происходило с Иисусом затем. Предположения о получении информации из других источников не имеют подтверждений. Первые христиане знали только, что Иисус был схвачен и казнён. О том, как это произошло, они могли только строить предположения или искать ответы в древних пророчествах. Что они и делали. Не случайно, что именно после сведений об аресте Иисуса, повествования евангелий становятся по большей части неисторичными. Да ещё носят явно апологетический характер в отношении римской власти, что признает Латынина.
Уверенность Иисуса в том, что он является тем самым Мессией, который и должен прийти с войском ангелов на облаках для установления Царства Божия, была так велика, что, связанный, униженный и арестованный, он повторил это утверждение в лицо первосвященнику Каиафе. В ответ на вопрос Каиафы «Ты Мессия?» Иисус дословно процитировал «Свиток Войны Сынов Света против Сынов Тьмы»: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14:62).
большой почитатель Ю. Латыниной, для пущей убедительности ссылается на Р. Эйзенмана
Мадам , у меня правило: не вступать в "дискуссии" с самоуверенными неучами и с дамами. Но поскольку Вы так назойливы, отвечу.
Я никогда не был "большой почитатель Ю. Латыниной", но её книгу прочитал с интересом и уважением к автору за огромный проделанный труд. Можно сказать, что так же я отношусь к книгам Эйзенмана. Вы же , мадам, не читая ни того, ни другого автора, старательно копируете некоего "Василия Томсинского"- не историка, не библеиста, который сам себя представляет : "публицист". Хотя и нельзя отрицать, что его статья содержит некоторые справедливые замечания по поводу ошибок цитирования Писания, которые не может не заметить даже дилетант.
Но если для Вас- основной источник информации не оригинал, а его критика "томсинскими" , могу посоветовать эту намного более содержательную статью ( тоже разгромную) за авторством хотя бы священника :http://luhot.ru/uploads/Скриж�%...
Согласитесь, что было бы странно прочесть от церковника что-то иное. Такое внимание с их стороны к книге - комплимент её автору.