почему я не доверяю Новому Завету
Ветхозаветные пророчества исполнились со всей очевидностью на Иисусе Христе
Хотелось бы всё же внести больше ясности в толкование Книги Даниила. Вы привели христианскую версию, я – версию иудеев. Но я не склонен доверять ни той , ни другой, т.к. это мнение „заинтересованных“ сторон. Приведу мнение учёного-библеиста Эрмана, труды которого помогли мне определить отношение ко многим вопросам НЗ.
„Книга пророка Даниила представляет собой нечто вроде иудейской версии Откровения Иоанна – книги, которая, по мнению современных фундаменталистов, содержит детальный план истории человечества вплоть до наших дней. Критически настроенные исследователи, однако, видят в ней нечто иное – книгу, написанную для своего времени и места. Предположительное время действия в Книге пророка Даниила – 6 век до н. э., хотя исследователи уже давно пришли
к выводу, что книга была написана не тогда, а несколькими столетиями позже, во 2 веке до н. э. Даниил предстает в повествовании как иудейский изгнанник, уведенный в плен в Вавилон – мировую империю, которая разрушила его родину в 586 году до н. э. В главе 7 Даниил описывает полученное им поразительное видение, в котором он видит четырех зверей, один за другим вышедших из моря. Каждый из них внушает ужас и трепет, и они производят опустошение на земле. Затем он видит «как бы Сына человеческого», идущего «с облаками небесными» (Дан 7:13)… которому отдано земное царство ….
..Даниил не в состоянии разобраться в смысле видения, но к счастью – как это обычно случается в апокалиптических текстах, раскрывающих самые возвышенные небесные истины,
– рядом оказывается ангел, чтобы истолковать его ему. Каждый зверь представляет одно из царств, которые, сменяя друг друга, господствовали в мире. В самом конце, после четвертого зверя, власть на земле будет передана личности, подобной человеку. Как говорит ангел, объясняя видение, царство будет отдано «народу святых Всевышнего» (Дан 7:27). …. Следовательно, «как бы Сын человеческий» должен олицетворять царство Израиля, которое будет восстановлено на прежнем месте и получит власть на земле. Некоторые толкователи полагали, что, поскольку звери могли также представлять царей как глав соответствующих государств, то и человекообразная фигура, возможно, является ангельским существом, стоящим во главе народа Израиля...“
Однако, как бы ни понимать Книгу пророка Даниила в ее первоначальном контексте 2 века до н. э., очевидно, что со временем в некоторых
иудейских кругах этот «как бы Сын человеческий» стал считаться будущим избавителем и судьей всей земли, который обрушит свою месть на врагов Божьих и дарует небесную награду тем, кто остался Ему верен. Эта личность стала известна, как (единственный в своем роде) «Сын человеческий». Нигде он не описывается более полно, чем в Первой книге Еноха... (1 Ен 1-36). ...
Бартман цитирует комментарий известного исследователя -гебраиста Луиса Хартмана(к сожалению , его работы в русск.переводе отсутствуют) на книгу Даниила:
„Если в допленный период период (начавшийся в 586 г. более чем за 400 лет до написания кн. Даниила) еврейское понятие „машиах“ применялось почти исключительно к царям, в послепленный период (после возвращения в Палестину многие годы спустя)первосвященник получал торжественное помазание священным маслом при
вступлении в должность..скорее всего ,“помазанный владыка“ из ст.25- это первосвященник, а именно, Иисус, сын Ииоцадака“.
Иными словами, Дан.9:25 не только не говорит о будущем Мессии: здесь сказано о персонаже израильской истории- священнике Йошуа (Иисусе), упомянутым в др. местах Евр.Библии(напр. Зах.6:11) . Дан 9:26 описывает человека, который жил несколько столетий спустя и опять-таки это не будущий Мессия. Как полагает Хартман (и очень многие др. библеисты), „помазанник“ из ст.26 – скорее всего , другой известный персонаж – Ония 3, лишённый первосвященства и убитый в 171 г. до н.э. , за несколько лет до маккавейского восстания.
Эти два „помазанника“ - вовсе не будущие Мессии, а первосвященники (как таковые, прошедшие обряд помазания), к-рые жили ДО ТОГО, как автор книги Даниила взялся за перо…."
Наверное возникал такой вопрос: как Бог допускает зло по отношению к избранному народу?
- - -
А Вы могли бы привести конкретные примеры?
Конкретные примеры показывает Boatman в постах.
Читая один из примеров:
при языческих императорах и звучали обвинения христиан в "убийстве Бога, которому поклоняются христиане", и с евреями обращались как с гражданами второго сорта, урезая их права, но иудейские верования не оставались вне закона, то начиная с Константина, на уровне государства принимались постановления, призванные ограничить религиозн. деятельность евреев.С молчаливого одобрения императора сжигались синагоги, евреев преследовали и даже убивали верующие в Бога Любви. ." А почему бы и нет? - ведь они убили Бога!"
я предположил, что наверное существует вопрос: как Бог допускает такое зло по отношению к избранному народу?"
Если такой вопрос существует, значит и ответы есть – интересно какие?
Эти мнения основаны исключительно на удивительных подробностях пророчеств Даниила, касающихся истории ближневосточных государств. Мол, "пророчеств быть не может, значит книга была написана после их исполнения".хотя исследователи уже давно пришли к выводу, что книга была написана не тогда, а несколькими столетиями позже, во 2 веке до н. э... к-рые жили ДО ТОГО, как автор книги Даниила взялся за перо
Еврейский историк Иосиф Флавий даёт перечень 22 книг Ветхого Завета, в т.ч. пророка Даниила (по еврейской традиции книги Судей и Руфь, Иеремии и Плач, Эзры и Неемии попарно считаются за одну книгу, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита.)
Все Священные книги евреев Флавий называет законом и писаниями (νόμος καί ̉ανάγραφά) и насчитывает их 22 книги, разделяя на три класса: 5 книг закона, 13 пророков и 4 книги священных песней и учений. Затем он говорит:
“у иудеев не всякий человек (хотя бы и ученый) может быть священным писателем, но только пророк, пишущий по Божественному вдохновению (̉επιπνοία του θεού), почему все Священные еврейские книги справедливо могут быть названы Божественными. 13 пророков (с Иисуса Навина до Малахии) написали историю еврейского народа от Моисея до Артаксеркса (Лонгимана) и при том историю самую достоверную. После Артаксеркса (и до Иосифа) велась история (евр. народа), но не столь достоверная, потому что в это время не было пророков и не существовало пророческое предание (διαδοχή των προφητών). К книгам, написанным до Артаксеркса, теперь ничего нельзя ни прибавить, ни отнять из них или перетолковать”
(Против Аппиона. 1,8)
(*) правил в 465—424 годах до н. э
я предположил, что наверное существует вопрос: как Бог допускает такое зло по отношению к избранному народу?" Если такой вопрос существует, значит и ответы есть – интересно какие?
Ну вообще-то первопричиной бедствий избранного народа, является сам этот народ.
Точнее его неисполнение, его же Договора с Богом, который они заключили с Богом на Синае.
Бог не нарушал этот Договор никогда.
А вот Израиль .....
Если Вы помните, то после того, как Израиль ушел в идолопоклонство, и перестал соблюдать шаббатные года (семилетии), то Господь их наказал их семидесятилетним изгнанием, и разрушением Первого Храма.
А потом был период Второго Храма, когда Закон исполнялся, а братских отношений небыло.
Более того, росла вражда внутри еврейского общества, которая привела к разрушению Второго Храма, и рассеивания евреев, по всему свету на две тысячи лет.
Как говорят сами раввины:
«Из-за чего был разрушен Первый храм? Из-за трех грехов: идолопоклонства, разврата и кровопролития.Из-за чего же был разрушен Второй храм, во время существования которого занимались Торой, соблюдали заповеди, делали добрые дела? Из-за беспричинной вражды между евреями, которая – как три греха, вместе взятые: идолопоклонство, разврат и кровопролитие»Ну и где же здесь зло Бога.
Как видим, первопричиной всех бедствий этого народа, является сам человек, а не Бог.
А вот когда иные народы, руками которых Бог наказывает Израиль, за непослушание, превышают меру наказания, то тогда Бог наказывает уже эти народы.
Думаю, что если Вы читали Библию, и знакомы с историей, то сами можете вспомнить подобные примеры.
Да и сегодня, если посмотреть на Израиль, то к сожалению, можно констатировать, что не более 20% израильтян могут назвать себя верующими людьми.
В это число входят как ортодоксальные иудеи, так христиане, различных конфессий.
Как Господь Бог поведет свою историю, я не знаю.
Но то, что она будет для них не гладкая - это однозначно.
Ну примерно так.
Чем дальше в лес, тем больше дров.„Если в допленный период период (начавшийся в 586 г. более чем за 400 лет до написания кн. Даниила) еврейское понятие „машиах“ применялось почти исключительно к царям, в послепленный период (после возвращения в Палестину многие годы спустя)первосвященник получал торжественное помазание священным маслом при вступлении в должность..скорее всего ,“помазанный владыка“ из ст.25- это первосвященник, а именно, Иисус, сын Ииоцадака“.
Владыка נָגִיד —
1. правитель, начальник, вождь, владыка, князь;
2. мн.ч.важное, драгоценное (поучение).
Первосвященник Иисус сын Иоседекии не имел никакой светской власти, ей был наделён Зоровавель, тем более что возникает явное противоречие с Захарией, 6 гл.:
9 И было ко мне слово Господа.
10 Господь сказал: „Хелдай, Товиа и Иедай вернулись из вавилонского плена. Возьми у них золото и серебро, а потом иди в дом Иосии, сына Софониева.
11 Возьми то серебро и золото и сделай венец. Положи тот венец на голову первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, и скажи Иисусу:
12 "Так говорит Господь: Есть на свете человек по имени Отрасль. Он вырастет сильным. Он построит храм Господний.
13 Он создаст храм Господний, и воздадутся ему почести. Он воссядет на трон свой и будет правителем, а у трона его будет стоять священник. Эти два человека вместе будут пребывать, сотрудничая в мире и совете".
Ну, тут методом перебора наконец-то нашёлся "кандидат", которого можно при очень большом желании отождествить с Мессией-Машиахом из Даниила 9:26. Но тогда объясните, что подразумевается под "седьминами" из пророчества. #129„помазанник“ из ст.26 – скорее всего , другой известный персонаж – Ония 3, лишённый первосвященства и убитый в 171 г. до н.э. , за несколько лет до маккавейского восстания.
Спасибо зассылку. Но есть вопросы и к Вам Беатус.
И Господь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. | ||
Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет. | ||
Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет. О какаких пастухах говорится в ст.16? |
Чем дальше в лес, тем больше дров....Ну, тут методом перебора наконец-то нашёлся "кандидат", которого можно при очень большом желании отождествить с Мессией-Машиахом из Даниила 9:26. Но тогда объясните, что подразумевается под "седьминами" из пророчества. #129
Беатус, Вы хорошо знаете библейскую историю, но, мне кажется, немного однобоко. Существует такой раздел библеистики – исагогика, к-рый в числе прочего , изучает библейск. источники и библейск. критику. Хотел бы Вам посоветовать эту книгу: «Исагогика», автор Александр Мень. - chтобы оценить древние пророчества и проч. с др. стороны.
Ниже цитирую отрывки из https://www.bible-center.ru/book/isagogika/002/004/002 Исагогика Свящ. Александр Мень § 28. Книга Пророка Даниила (60-е годы 2 века) иhttp://www.svob.narod.ru/bibl/daniil.htm
"Бесполезно тратить теперь усилия на невозможные доказательства о написании книги прор. Даниила самим Даниилом при его жизни, т.е. в 6 в. Для всех, не держащих волей или неволей свои глаза закрытыми на литературно-историческую очевидность, ясно, что книга написана неизвестным автором в 165 г. до Р.Х. после очищения храма Иерусалимского Иудой Маккавеем от "мерзости запустения", водворенной Антиохом Епифаном еще до смерти последнего зимой 164 г.". Вполне возможно, что неведомый боговдохновенный пророк (может быть, тоже носивший имя Даниила) соединил агадические мидраши о временах Плена с апокалиптич. видениями именно в то самое время, когда ветхозав. Церковь нуждалась в слове утешения и ободрения" (из "Библиологического словаря" о.Александра Меня)
Еще неоплатоник 3 века Порфирий (родившийся в Тире в 233 или 234 году) в своем памфлете "Против христиан" пророчества Даниила ставил под сомнение, считая, что они были написаны уже после их исполнения. Согласно Порфирию, автор этой книги был иудеем, жившим во времена Антиоха Епифана, который и изложил современную ему историю в форме пророчеств . Таким образом, получалось, что написанное Даниилом отражает такие события, как угнетение евреев в Иерусалиме, осквернение храма Антиохом Епифаном, его беззакония и национальное восстание маккавеев. Свт. Иоанн Златоуст и бл. Иероним также отождествляли врага Божия, изображенного в видениях Даниила, с Антиохом Епифаном. Это подтверждает ссылка св. автора на «мерзость запустения» (Дан 11:31; Дан 12:11), то есть алтарь Зевса в Храме (1 Макк 1:54).
Только в 19 веке старые мысли Порфирия вновь ожили под пером критиков-рационалистов. Согласно мнению большинства религиозных комментаторов, Книга Даниила - это апокриф, составленный через много лет после смерти легендарного Даниила, жившего в 6 веке до Р. Хр. Это произведение, написанное около 165 года до Р. Хр., предназначалось для того, чтобы воодушевить движение сопротивления против тирании Антиоха Епифана. Существует много доказательств, не позволяющих сомневаться в том, что эта книга является плодом сильнейшей экзальтации, вызванной среди евреев преследованиями Антиоха. К этим доказательствам относятся:…../очень подробно/...
9. Мессианское пророчество о седминах (Дан 9). / рассмотрено детально/...
.Более распространенный в современной библеистике отсчет ведется, согласно пр. Иеремии, от Плена (ср. Иер 29:10).Первая фаза — округленно 49 лет (7 седмин), длится от Плена (587 г.) до освобождения (538 г.), согласно Даниилу, «до Христа владыки». «Христос владыка» (евр. Машиах нагид — помазанный вождь) — не Иисус Христос, а первосвященник Иисус (Зах 3) или царь Кир (Ис 45:1).Вторая фаза — округленно 434 года (62 седмины), длится до смерти некоего помазанника (синод. текст «Христа»), под которым разумеется первосвященник Ония 3 (ум. 171 г.). Разрушение святилища «народом вождя» означает гонение Антиоха. Последняя семидесятая седмина — время бедствий (175-163 гг.). Половина седмины (3,5 г., см. Дан 7:25; Дан 8:14; Дан 12:7,Дан 12:11-12) начинается с 167 года, когда в Храме царит «мерзость запустения» (ср. 1 Макк 1:54; Дан 11:31; Дан 12:11), и длится 1290 дней…..Более подробное (очен‘ подробное) изложение найдёте в книге А. Меня)
Источники повествований о пророке Данииле - угаритский эпос о "Даниилу и сыне его Акхате"
Одно из произведений этого рода, сохранившееся, к сожалению лишь в отрывках,— поэма о Данннилу и сыне его Акхате. Данниилу (Даниил) — фигура, очевидно, популярная в фольклоре Переднеазиатского Средиземноморья. В Библии он упоминается как знаменитый древний мудрец; в первой половине И тысячелетия до н. э. мы видим Данниилу в образе библейского пророка.....
Примечание 1 Под именем Навуходоносора в К. п. Д. скрывается последний вавилонский царь Набонид, сыном которого был Валтасар, правивший вместо отца, когда тот, пораженный проказой, удалился в пустыню и вел там отшельническую жизнь. Набонид долгое время волновал воображение народов Ближнего Востока, превратившись в героя многочисленных легенд и историй, часть которых представлена в книге Даниэля.Примечание
2 Ония 3-й сын и преемник первосвященника Симона . Он был человек благочестивый и своими добродетелями приобрел себе великую славу, но он жил в бурные времена и незаслуженно подвергся гонению, ненависти, ссылке и насильственной смерти при Антиохе Епифане. (источник - Архимандрит Никифор Библейская энциклопедия)
"Древние толковники построили своё толкование на основании неверного греческого перевода и особенно на имени Христос-"помазанник", прилагая его к Искупителю рода человеческого. Но кто нынче не знает, что имя сие относится и вообще к царям? И именно у пророка Исайи сим именем назван Кир, царь персидский" - писал доктор богословия протоиерей Павский , переводивший в 1817-1827 г.пророчества с древнеевр. на русский и сделавший сенсационное для христиан его времени открытие, поскольку в церковно-славянск. переводе употреблялся термин "Христос-Владыка"
За свои взгляды Павский был осуждён церковным судом. /И.А. Чистович "История перевода Библии на русский язык, 1873/
А вы слышали что-нибудь о городе Чатал-Гуюк?
Самая первая в мире настоящая цивилизация
В науке долгое время господствовало убеждение, что самой древней цивилизацией на Земле была шумерская. Зародившись в Месопотамии, земледельческая культура распространилась сначала на Ближнем Востоке, а уже потом возникли ее очаги в Турции и Европе. Что же касается Анатолии (области центральной и южной Турции), то за ней закрепилась репутация "варварской окраины". И каково же было изумление научного мира, когда оказалось, что именно Анатолия являлась первым очагом человеческой цивилизации! (с)
Религиозные ноги начали расти еще до шумеров...
О пост.131
Зах.11:10. И возьму жезл Мой – благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами.
В знак этого Он ломает жезл, именуемый «благоволением» или «благодатью», и завет, заключенный Им со всеми народами, разрушается в тот же день (Зах.11:11). Этот завет был благодетелен для охраняемого Пастырем стада, потому что в значительной мере парализовал то зло, которое могли бы языческие народы причинить народу избранному (Keil 622).
https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_45/11
Ст.16:. Новейшие толковники под злым пастырем разумеют Римскую Империю, жестокой власти которой евреи подпали около времени пришествия Спасителя и от которой, по отвержению Его, потерпели конечный разгром (Keil 631, Haupt 284).
Захария стремится приободрить строителей Храма и весь народ в трудную пору восстановления общины после Вавилонского плена; вместе с тем, он старается рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена и о непосредственной близости мессианских времен. Пророк подчеркивает, что будущее Царство Мессии осуществиться лишь после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого еврейского народа; действия Провидения, ведущие народ к предназначенной ему цели, будут выражаться в чудесной помощи сынам Израиля в борьбе с язычеством, с одной стороны, и в тяжких наказаниях за грехи их самих, с другой; причем язычники служат орудием в руках Бога для наказания сынов Израиля.
http://www.ejwiki.org/wiki/Зехар%...
другой ресурс.
Погуглил и вот что нашёл:Источники повествований о пророке Данииле - угаритский эпос о "Даниилу и сыне его Акхате"
Одно из произведений этого рода, сохранившееся, к сожалению лишь в отрывках,— поэма о Данннилу и сыне его Акхате. Данниилу (Даниил) — фигура, очевидно, популярная в фольклоре Переднеазиатского Средиземноморья. В Библии он упоминается как знаменитый древний мудрец; в первой половине И тысячелетия до н. э. мы видим Данниилу в образе библейского пророка.....
Маловероятно, если А. Мень считал этот древний эпос прототипом библейского Даниила. Тем более он сам писал:Одно из произведений этого рода, сохранившееся, к сожалению лишь в отрывках,— поэма о Данннилу и сыне его Акхате. Данниилу (Даниил) — фигура, очевидно, популярная в фольклоре Переднеазиатского Средиземноморья. В Библии он упоминается как знаменитый древний мудрец; в первой половине I тысячелетия до н. э. мы видим Данниилу в образе библейского пророка. Сюжет yгаритской поэмы, насколько мы о нем можем судить, сводится к следующему. Даниилу страдает от того; что у него нет сына, который был бы ему опорой в старости и продолжал его род. Снизойдя к его мольбам, бог Илу дарует ему сына — богатыря Акхата; бог-ремесленник Кусар-и-Хасис (Умелый и Мудрый) изготавливает для Акхата чудесный лук. Замечательные качества лука вызывают зависть богини-охотницы Анат; она просит Акхата отдать ей лук обещая за него богатства, свою любовь и, наконец, бессмертие! Акхат с презрением отвергает домогательства Анат. Тогда она насылает на него коршунов, и Акхат гибнет. Данниилу проклинает убийц, оплакивает сына; вероятно, вслед за этим повествуется о том, как он отомстил убийцам с помощью своей дочери.
Эпос о Данниилу и Акхате интересен не только своим сюжетом и богоборческими мотивами, явно ощущаемыми в нем, но и тем, что он возник задолго до появления Угаритского Царства и позволяет судить о том, каким это общество было в III—начале II тысячелетия до н. э., т. е. гораздо раньше того времени, которое характеризуют деловые документы.
Перевод сделан по изданию: Herdner А. Corpus des tablettos en cuneiformes alphanetiques decouvertes a Ras Shamra. — Ugarit de 1929 a 1939. Paris, 1963, N 17—19. Перевод и комментарии Шифмана И. Ш.
Далее, Вы всё время приводите противоречивые аргументы из различных источников: то "Машиах" просто царь, то первосвященник. Оба эти объяснения неудовлетворительны, по соображениям, которые я уже привёл:Однако все эти точки соприкосновения угаритской лит-ры и ВЗ носят чисто внешний характер. Религия Ханаана, как подтвердили находки в У., была развитым *политеизмом с пантеоном, во главе к-рого стоял сначала «Бог отца» (ср.Исх 15:2), а затем — Илу (прочие боги назывались *«сынами божьими»). Ханаанские боги олицетворяли плодородие, стихию пола, грозу и др. явления природы. Хотя они считались подателями благ, им приписывались низменные страсти: зависть, соперничество, жестокость, распутство и пьянство. Наиболее почитаемый бог — Могучий Хозяин, Алийян Баалу (Ваал) — выступает в угаритских мифах как умирающий и воскресающий бог природы. Культ Ханаана отличали черты изуверства. link
— царь мог быть Помазанником (Машиахом в широком смысле) лишь получив свое помазание либо от первосвященника, либо от Бога. В Библии языческий царь Кир — единтсвенный, кто был "помазан" или назначен Богом на царство. Но если бы в Даниила 9:25 подразумевался Кир, то получалась бы явная нелепица, причина и следствие меняются своими местами и текст становится просто абсурдным.
— если Помазанник — это иудейский Первосвященник, то что делать с припиской "Властитель / Владыка" (נָגִיד), которая подразумевает чисто светскую власть?
Согласно тексту пророчества первая фаза (49 лет) должна длиться от "Повеления о восстановлении Иерусалима" а не от Плена:Более распространенный в современной библеистике отсчет ведется, согласно пр. Иеремии, от Плена (ср. Иер 29:10).Первая фаза — округленно 49 лет (7 седмин), длится от Плена (587 г.) до освобождения (538 г.), согласно Даниилу, «до Христа владыки». «Христос владыка» (евр. Машиах нагид — помазанный вождь) — не Иисус Христос, а первосвященник Иисус (Зах 3) или царь Кир (Ис 45:1).Вторая фаза — округленно 434 года (62 седмины), длится до смерти некоего помазанника (синод. текст «Христа»), под которым разумеется первосвященник Ония 3 (ум. 171 г.). Разрушение святилища «народом вождя» означает гонение Антиоха. Последняя семидесятая седмина — время бедствий (175-163 гг.). Половина седмины (3,5 г., см. Дан 7:25; Дан 8:14; Дан 12:7,Дан 12:11-12) начинается с 167 года, когда в Храме царит «мерзость запустения» (ср. 1 Макк 1:54; Дан 11:31; Дан 12:11), и длится 1290 дней
«25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.»
Когда вышло данное повеление и от кого? Вот какую аргументацию я нашёл, и с которой полностью согласен:
«Кир приказал отстроить храм, а не город, 2Прлпмн.36:23, Езд. 1:1-4 - это повеление не в счёт. Позже Дарий Гистасп - то же самое, Езд 6:1-12 - повелел восстановить Дом Божий, не город - не в счёт.
Ещё позже, см. выше - на 7 г. своего царствования Артаксеркса Лонгиман или Долгорукий издал два указа: один - Ездре (Ез.7:1,7,11-16), а второй - в 20-м году своего царствования он отдал Неемии (Неем 2:1,8,9): в это время ни город, ни стены ворот его ещё не были отстроены (Неем. 2:3,5).
Именно этот приказ говорил об устроении города Иерусалима, включая восстановление ворот. От него и следует отталкиваться, если знать года его правления. Большинстве справочных трудов сообщают, что он начал править в 465 г. до н. э. Из свидетельств греческих (Плутарх, Жизнеописания. Фемистокл. 27. 1), персидских (барельефы Herzfeld E. E. A New Inscription of Xerxes From Persepolis. Чикаго, 1932. С. 8-11) и вавилонских источников (История Персидской империи. С. 238) - начало его правления - в 475 г., а указ вышел в 455 г.
В этом случае 69 седьмин или 483 года выпадают на 29 год н.э. - год водного крещения Иисуса Христа и помазания его святым духом, что и было предсказано как явление миру Христа Божиего»
В приведённой мной выше цитате гораздо больше согласованности как с историческими фактами, так и с самим текстом, не нужно