Deutsch
Germany.ruФорумы → Архив Досок→ Хочу все знать!

Баба- почему Яга?

444  
Mila-K коренной житель30.06.06 20:39
Mila-K
NEW 30.06.06 20:39 
Баба-Яга
Вот почему Баба понятно, потому что бабушка, а почему Яга? Откуда это слово "Яга" взялось?
#1 
  M.H. Цербер30.06.06 20:48
NEW 30.06.06 20:48 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
...Кстати, почему Бабу зовут Ягой? В "Очерках Березового края" Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание "яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу. ┘ Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу┘Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге" (аналогичное толкование в тобольском происхождении дает и словарь В.И.Даля)...
http://www.atheism.ru/library/mih_1.phtml

#2 
Mila-K коренной житель30.06.06 20:50
Mila-K
30.06.06 20:50 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
сама уже нашла
Кто ты Баба Яга?
Баба-Яга - едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Почему бы в этом не разобраться?
"Помолюся я поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию Настасью ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне Настя и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час".
Старинное любовное заклятие
Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная-эта героиня русских народных сказок. Внешность ее пугает: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, груди болтаются до пояса, нос крючком, одна нога костяная (протез, что ли?). Глаза горят красными сполохами. Вот-вот сейчас налетит она из чащи в своей ступе каменной, схватит непослушного мальчонку и унесет за синие леса, за высокие горы в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. Да не просто так, а зажарит в русской печке. И откуда только взялась эта мрачная лесная волшебница-Баба-Яга? Где тут правда, где вымысел? Ведьма она, что ли? А если не ведьма, тогда кто?
Слово в защиту Бабы - Яги
Как внештатный адвокат Бабы-Яги заявляю: первое, на что стоит обратить внимание,-нет фактов, подтверждающих, что Яга кого-то съела, несмотря на все обвинения ее в кровожадности. Никто не спорит, были у нее подобные намерения, да ничего, собственно, не вышло. Сообразительные пацаны, Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, с точки зрения правосудия, что преступления не произошло, а намерение совершить зло-это еще не сам проступок. Осуждать Ягу можно лишь за эпизодические антигуманные действия, но не по статье, по которой настоящие "убивцы" проходят. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать малолетних.
Ведьма ли Баба - Яга?
Ведьмы, по представлениям наших предков, были разные. Само слово "ведьма" означало-знающая, ведающая женщина, специалистка по черной или белой магии. Однако, по описанию в сказках, она не похожа на подлинных ведьм, которые в ночь на Ивана Купалу слетаются на Лысую гору на шабаш. Подлинные ведьмы в миру похожи на простых женщин. Даже могут слыть писаными красавицами. Но по своей черной природе они призваны творить только зло. Для этого ведьма способна превратиться в птицу, например, сороку, предстать полевой мышью. Она-оборотень. Баба-Яга же ни в одной сказке ни в кого не превращается и не пытается соблазнить героя сексуальными утехами. На шабаш наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует не верхом на метле голая, как истинная ведьма, а едет в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. С вурдалаками всякими в любовные отношения Яга не вступает, с колдунами не знается, за исключением Кащея Бессмертного и Змея трехглавого.
Что хорошего можно сказать про Бабу - Ягу?
В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает герою повествования. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную волшебником красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у ней выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень-не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее-все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
Почему Бабу - Ягу так зовут?
Ох, как нелегко ответить на этот вопрос. Первая часть имени волшебницы подсказывает, что она весьма преклонного возраста. Ведь наши слова "баба-бабушка", "дед-дедушка" предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков и в общем-то покончивших с золотым временем собственного детопроизводства. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но еще указывает на ее детородную немощь.
Вторая часть ее имени однозначной трактовке не поддается. В старом русском языке слова "яга, ягая, ягинична" обозначали одежду из шкуры жеребенка или иную, но шерстью наружу. В мифологии славян это был непременный атрибут костюма волшебника подземного мира, нежити, или нечисти. Глагол "ягать" означал браниться, шуметь, бушевать. Может быть, наши предки, называя "ягой" лесную женщину, отмечали ее вздорный характер или особенную одежду. Кстати, сходный персонаж есть в мифологии многих славянских народов: поляков, чехов, сербов. Здесь такую волшебницу зовут Едзя (лесная старуха), или кошмар.
Костяная нога и другие магические атрибуты Бабы - Яги
Народная фантазия стремилась отразить хозяйку избушки на курьих ножках непременно в уродливом виде, как обычно представляли себе нечистую силу. То рог ей на лбу пришлепают, то огромный нос до потолка, вислые груди до пояса, подслеповатость, то припишут даже звериное обоняние. Между прочим, женщин с гипертрофированно большими грудями изображали как богинь еще европейские охотники на мамонтов, жившие эдак 20-30 тысяч лет назад. Уж не память ли это о связи Яги с древними культами плодородия? Но самый четкий признак Бабы-Яги-ее костяная нога. Реже в сказках упоминается золотая нога. В любом случае с одной ногой у нее что-то неладно. К чему бы это? А вот к чему. В очень древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не человек, а только дух или навь. Навь, по славянским поверьям,-душа предка, покойника. Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мирa, посредник между царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.
Почему Яга часто ездит в ступе? Ступа в славянской мифологии-это транспорт мертвых, не живых людей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, Характерная для Бабы-Яги метла или пест выполняют роль как бы стимулятора движения. Яга в полете пестом погоняет, метлой следы заметает. Метла-специфическое женское средство, связанное, в представлении древних, с магией очистительной силы. Например, по древней традиции, на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.
Вот и избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
В сказках Баба-Яга живет в разных местах. Чаще всего в дремучем лесу. Другое обиталище Яги находится за огненной рекой, за Калиновым мостом. Огненная река-это граница между белым светом и загробным миром. Баба-Яга-будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост-по верованиям древних индоевропейцев-разделяет реальный и ирреальный (волшебный) миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье, не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы детородной жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).
И Баба - Яга была когда - то молодой...
В русских волшебных сказках от мифологического образа Бабы-Яги, так же как и от Кащея или трехглавого Змея веет глубокой стариной. Попробуем собрать воедино мелкие штрихи в описании историй с Бабой-Ягой-ведь они несут печать религиозных представлений о волшебстве наших предков тысячелетней давности.
В сказке о Василисе Прекрасной Баба-Яга выведена как волшебница прямо-таки космического масштаба. Она каждый день в ступе весь белый свет облетает, следит за порядком. Боги рассвета, дня и ночи-все у нее в услужении. Вокруг дома Яги частокол с черепами, вместо ворот-кости, вместо замков- челюсти. В этом описании, видимо, сохранились еще легенды каменного века о всемогущей власти женской богини.
Обычно описание черепов на заборе Яги рассматривают как свидетельство ее людоедства. Ничего подобного. В этой ужасающей наше воображение картине отражен древний культ черепа. Кости и черепа умерших некоторые примитивные народы даже современного времени хранят вместо памяти об умерших предках. И даже кормят их с ложки, как, например, папуасы Новой Гвинеи.
Образ Бабы-Яги, видимо, когда-то связывался с огненными культами, которые совершали и женщины-жрицы, и мужчины-жрецы. Может быть, именно поэтому в сказке череп с забора у дома Яги пышет волшебным пламенем. Кроме огненной магии-наша лесная волшебница, вероятно, принимала участие в обрядах испытания молодежи, которую учили терпеть боль. Поэтому в сказках появились сцены, когда Яга может из спины героя вырезать ремни или в печь его на лопате заталкивать. Но ни один герой от этих испытаний не погиб. Так что не садист Яга, а строгий испытатель мужества и интеллекта героя.
Нельзя пройти мимо сюжета, связывающего Бабу-Ягу с коневодством. Именно к ней, за Калинов мост, за огненную реку идет герой, чтобы достать себе волшебного коня. А по сути дела-тренированного боевого скакуна.
И наконец, следует рассказать о совершенно необычном образе Бабы-Яги в русских заговорах, в которых она предстает как великая жрица любви. В старинных заклинаниях на любовь часто упоминается огромный дуб, что растет в чистом поле. Из-под корней этого дерева, услышав мольбу о помощи, выходит Баба-Яга. Прекрасный молодец просит Бабу-Ягу приворожить возлюбленную. Волшебница зажигает тридевять (то есть 27) дубовых no-денниц. И от этого волшебного пламени в душе и всем теле девушки вспыхивает такое же горячее ответное чувство. В другом варианте молодец просит помощи у 77 Баб-Яг и у их 77 Баб-Ягишен. Снова эти волшебницы своими заклятьями, клюками и метлами вселяют страсть в тело девушки. Они разжигают дикий огонь в 77 медных печах. От того адского пламени в девушке вспыхивает великое желание любви. Она уже без молодца теперь не может ни жить, ни спать, ни пить, ни есть. Становится безумной от любовной горячки.
Вот так-то. У кого богиня любви-прекрасная Афродита, а у нас Баба-Яга. Не думайте, однако, что она все время была такой безобразной. В одной из волшебных сказок в лесной избушке на курьих ножках герой застает лесную фею дивной красоты. Она стережет подступы к волшебному саду с молодильными яблоками. И ткать она мастерица, и кони у нее волшебные есть в конюшне. Так что не всегда, значит, Баба-Яга была старухой, есть ей что и нам поведать и вспомнить.
#3 
kamorka гость30.06.06 22:16
NEW 30.06.06 22:16 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
"яга" - очень древнее слово, родственно санскритской "йога", означает "сила", или что-то вроде того.
#4 
komanichu прохожий30.06.06 23:00
komanichu
NEW 30.06.06 23:00 
в ответ kamorka 30.06.06 22:16
соглашусъ с етим.
Вопрос етот не простой, около десяти лет насад слышал одно толкование.
яго, или же й.г.е. один ис еврейских старинных корней, которые не очень подлежат обсуждению.
одно из толкований - власть, владычество, владениé, обладание.
и вообще я довольно суеверный человек...думаю такой вопрос просто так не задают.
видимо, задавший человек осведомлен об ответе.
pora szhit'!
#5 
Mik78 свой человек01.07.06 09:52
Mik78
NEW 01.07.06 09:52 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
Яга - это перешло от й ага. А если быть точным, то баба яга была раньше Бабай Ага. Так родители во времена Монголо-Татар пугали детей. Мол, сейчас придет Бабай-Ага и тебя заберет. Со временем Бабай Ага превратился в старушку Ягу, злобную, но иногда и приветливую тетку.
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Нюрнбергская жизнь молодёжи
#6 
maxat_ol56 свой человек01.07.06 20:06
maxat_ol56
NEW 01.07.06 20:06 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-яги. В большинстве сюжетов она предстает в обличьи ведьмы-старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся навредить герою. "Баба-яга, костяная нога- сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны" В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Русское слово "ага" есть один из вариантов произнесения имени богини и означает согласие. Именно поэтому, иногда Баба-яга превращается в положительный или нейтральный персонаж. Точнее сказать, образ Яги возник ещев те времена, когда добро и зло еще не персонифицировалось.
Мы не можем быть не правы, потому что мы правы всегда!http://www.semsk.kz/forum_1/
#7 
maxat_ol56 свой человек01.07.06 20:09
maxat_ol56
NEW 01.07.06 20:09 
в ответ Mik78 01.07.06 09:52
В ответ на:
Бабай Ага

Полный бред. Попрбуйте перевести на русский, получится Дедушка Старший брат.
Мы не можем быть не правы, потому что мы правы всегда!http://www.semsk.kz/forum_1/
#8 
  Agidel' местный житель01.07.06 20:26
NEW 01.07.06 20:26 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
На правильность версии не претендую, но все же:
В древней Руси "бабой" именовалась любая женщина, и не обязательно старая.
"яга" - означало что-то вроде "в расцвете сил" ("ягодка").
Слышала такое вот мнение...
#9 
viktorro_2005 посетитель03.07.06 00:44
viktorro_2005
NEW 03.07.06 00:44 
в ответ Agidel' 01.07.06 20:26
Ну вот! Опять выдумки датско-русского словестника,в угоду царице.
Совершенно правильно раньше называли не мать и немолодую женщину - баба(слово далеко не тюркское).,НЕ В СТУПАХ ЛЕТАВШИХ,а выдолбленных срубах-гробах или долбенках,не метлу носивших,а клюку,действительно одежду чинивших из шкур лесных животных,не в избушках на курьих ножках-а на болотах стоявших избах на сваях и не поворачивались они к лесу задом,просто ставни отпирали в сторону пришельца.
Скрее речь просто шла об отшельниках или отшел.ьницах. YAGHA --YAHA -- Cкорей действительно подразумевает божество ,только некое лесного по сути. Можно догадаться ,что меж собой эти люди себя именовали иначе.
#10 
jaca местный житель04.07.06 13:19
NEW 04.07.06 13:19 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
Возможно от польского имени "Ядвига". По крайней мере, такой вариант не исключается лингвистами.
Я маленькая лошадка, и мне живется несладко.
#11 
  bastq2 коренной житель04.07.06 13:27
bastq2
NEW 04.07.06 13:27 
в ответ jaca 04.07.06 13:19, Последний раз изменено 04.07.06 13:31 (bastq2)
А где-то давно слышал обьяснения что "Яга" это от старославянского и обозначало "ругаться". Типа просто "ругливая бабка"..
Вот из словаря Даля
В ответ на:
ЯГАТЬ вологодск. перм. сиб. яжить яросл. моск. кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться. Ягайла м. горлан, бранчивый нахал, ругатель. Ягарма ж. такая ж женщина, наглая, бранчивая баба.
#12 
maxat_ol56 свой человек04.07.06 17:11
maxat_ol56
NEW 04.07.06 17:11 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
Почитайте А. Абрашкин "Предки русских в древнем мире". Многое, конечно, абсолютный бред. Но что касается русского фольклора, очень даже убедительно.
Мы не можем быть не правы, потому что мы правы всегда!http://www.semsk.kz/forum_1/
#13 
  Ina07 прохожий07.07.06 10:35
NEW 07.07.06 10:35 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
немного может не в тему, но есть ещ╦ такой товарищ по имени Яг Морт. Это леший из республики Коми. Его имя в переводе означает: лесной (Яг) человек (Морт).
#14 
  bastq2 коренной житель07.07.06 13:01
bastq2
NEW 07.07.06 13:01 
в ответ Ina07 07.07.06 10:35
В ответ на:
немного может не в тему, но есть ещё такой товарищ по имени Яг Морт.

Гы-гы. это не немножко, это совсем не в тему:-)
#15 
wladas старожил09.07.06 16:48
wladas
NEW 09.07.06 16:48 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39
моного лет назад в "литературной газете" прочёл такое толкование- яга имеет происхождение от санскрита.где слог га означает движение.не поэтому ли баба яга всегда даёт герою сказки клубочек с который приведёт к цели путешевствия.а клубочек этот не что иное как путеводитель записанный узелковым письмом.получается я-га та которая знает путь.или хранительница знаний.вообще в дохристианской руси баба яга была очень даже положительный образ.она была хранительницей рода.избушка ну курьих ножках.не что иное как домик на сваях в болотистой местности или в занах затоплений весной
#16 
semit прохожий09.07.06 17:13
NEW 09.07.06 17:13 
в ответ Mila-K 30.06.06 20:39, Последний раз изменено 09.07.06 17:32 (golma1)
во времена татаро-монголского ига ходил по русским подворям сдоровый или не о4ен мужик с раскосыми гласами. сопровождал его, я думаю, отряд слобних и не менее ускогласых бабуинов. собирали они с руси4ей дан таким обрасом. а мужика этого или ж вас его отряд свали бабай ага, т.е. сборсчик налогов или дани. мамасчи пугали им своих детей, говоря, мол не будеш слушатся - отдам бабаю аге или бабе яге. но вот по4ему народная памят сделала бедному аге, стол модную ныне, операзию по перемене пола, я не снаю
semit
#17 
golma1 злая мачеха09.07.06 17:33
golma1
NEW 09.07.06 17:33 
в ответ semit 09.07.06 17:13
Пользуйтесь, пожалуйста, перекодировщиком.
#18