Deutsch
Germany.ruФорумы → Архив Досок→ Читальня

Семейные истории

31.07.21 12:09
Re: Семейные истории
 
Emilinda коренной житель
Emilinda
в ответ Emilinda 08.05.21 14:58, Последний раз изменено 31.07.21 12:18 (Emilinda)

Заметки про нашего мальчика

9.


Девятый - десятый классы Вовик миновал без особых стрессов. У него даже завелись приятели, среди них выделялись Даниель и Александра. Думаю, в основе этой дружбы лежали корыстные интересы: и с мальчиком, и девочкой Вовик занимался математикой бесплатно. В Германии это редкость - Nachhilfe задаром. У Даниеля, увальня под метр восемьдесят с совершенно детским лицом, была масса пробелов начиная чуть ли не с четвертого класса, он не знал самых элементарных вещей. Вовик терпеливо его натаскивал, чтобы мальчик хотя бы Mittlere Reife получил и смог получить Ausbildung, на большее он не претендовал - хотел стать автомехаником. Александра была неглупой девочкой, собиралась сделать абитур, но очень боялась, что не потянет математику в гимназии, её Вовик старался избавить от страха, доказывая каждый раз, что она всё сможет. В реальшуле, в общем, были все темы, которые проходили в гимназии, разница была невелика, только в реальшуле это было поверхностное изучение, а в гимназии - более углубленное, вот с Александрой он и старался углубиться в программу.


С Даниелем всё получилось без проблем: он получил свою четверку по математике в атестате и Ausbildungsplatz в авторемонтной мастерской. Александра с Вовой поступили в гимназию. Там их была дюжина таких - после реальшуле, парочка даже после хауптшуле - те, кто не нашли аусбильдунга и решили просто пересидеть год в школе. В один из первых учебных дней Вова, придя из школы, рассказал, что на собрании их классный руководитель (учитель истории) сказал открытым текстом, обращаясь к новеньким: "Вы к нашей школе не имеете никакого отношения. То, что вы здесь, - просто недоразумение. Вы все - кандидаты на вылет. В двенадцатом классе вас уже не будет". Александра на перемене плакала. Вовик её успокоил, поклялся: "Я тебе обещаю - ты закончишь гимназию. Я буду тебе помогать." И таки помогал, вытянул. Только они двое из новичков и окончили гимназию, остальные сошли с дистанции. Классный руководитель оказался прав.


В гимназии наш ребенок наконец развернулся: участвовал в разных заочных олимпиадах - по математике, физике, программированию. И это при том, что времени у него было не так много - надо было учиться, чтобы получить приличный абитурцойгнис. Но он как-то умудрялся всё успевать. У него был хороший учитель физики, он его очень поддерживал, направлял. В соревнованиях "Jugend forscht" Вова даже попал в призеры, написав теоретическую работу по физике, к ней - прикладную программу, которая на основании этой теории строила графики атомных орбиталей на дисплее. Сейчас-то таким никого не удивишь, но тогда, в 90-х, это было очень впечатляюще. Получил в качестве прeмии какие-то деньги и практику в отделе программирования химического концерна BASF в Людвигсхафене, в каникулы там работал, жил в аспирантском общежитии, привез от них восторженную характеристику на трех листах - "образец характеристики для всех последующих поколений", как шутил мой муж.


Три года (с одиннадцатого по тринадцатый класс) он получал стипендию для одаренных детей - по 125 марок в месяц (представление на нее написали ещё в десятом классе, в реальшуле). И уже тогда подрабатывал программированием - делал небольшие программки для индивидуальных предпринимателей. Городок у нас был маленький, после победы в "Jugend forscht" его уже узнавали - местная газета посвятила ему большую статью с фотографией, к нему обращались. Денег он много не брал, так, 100-200 марок, не знал, что с ними делать, в те годы деньги его совершенно не интересовали, ему было просто интересно каждый раз пробовать что-то новое. Но пригодились: купил на них себе новый комп, когда поступил в университет.
***

Университет Вова выбрал, долго не раздумывая, Бонн устроил нас всех - близко от нас, туда идет поезд, можно ездить домой по мере надобности. Кёльн был бы еще лучше, но там не было информатики, а в Бонне была. В качестве второй специальности он выбрал ядерную физику. Мы все его отговаривали, лучше бы математику, меньше мороки, он же не собирается работать физиком, но поколебать его было трудно, если уж решил - всё. Со стипендией было не все ясно. Bafög ему не был положен (мой муж к тому времени уже нормально зарабатывал), но школа написала на него представление на стипендию от государственного фонда Stiftung des deutschen Volkes. Стипендий было мало - точно не помню, то ли 150, то ли 250, кандидатов много - 2500 человек со всей Германии. Самому туда бевербоваться было нельзя, инициатива должна была исходить от школы. Оценки у всех примерно одинаковые (от 1,0 до 1,3), выбирал сотрудник фонда по личному впечатлению. Детей разбили на 50 групп по 50 человек, каждый должен был сделать доклад в своей группе по теме, которую выбирал сам, причем тема эта не должна была иметь ничего общего с выбранной специальностью и быть интересной и понятной для остальных 49-ти участников группы, чтобы можно было дискутировать. Каждый авитуриент должен был продемонстрировать разносторонность интересов, доказать, что он не Fachidiot - есть у немцев такое слово, означающее зацикленность человека на чем-то одном, будучи полным профаном во всех остальных областях жизни и знаний. До начала работы группы никто не знал, какие темы у остальных претендентов на стипендию. Поэтому многие темы докладов перекликались и повторялись. Например, в Вовиной группе доклады о генетике были не меньше чем у десяти человек, с интересом слушали только первого, остальных - уже без всякого интереса: всё уже было обсуждено, спорить было не о чем. Сотрудник фонда в дискуссии участия не принимал, только слушал и сопоставлял.


Вова выбрал тему: "Одиноки ли мы во вселенной?", что сразу поставило его в выигрышное положение: как оказалось, такой больше ни у кого не было, дискуссия затянулась часа на два, и даже руководитель не выдержал, встрял с вопросом, типа, вот вы нам все аргументы за и против привели, а сами-то как считаете, молодой человек, есть ли еще где-то, кроме как на Земле, разумная жизнь во вселенной?


Доклады были недлинными, но вместе с разговорами выходило в день не больше семи докладов, так что действо это продолжалось не меньше недели, а то и больше. О результатах обещали сообщить письменно, получившим стипендию - в течение недели, не получившим - недели через две-три.


Вова считал, что у него шансы хорошие, его доклад - точно один из лучших, надеялся, и не без оснований, что стипендию он получит. Но ни через неделю, ни через две, ни даже через три никаких известий от фонда не пришло. Мы его успокаивали, говорили, что и без стипендии его прокормим, никаких проблем, но он был безутешен: деньги - ерунда, деньги у него и свои есть на первое время, он же заработал достаточно программированием, еще учась в школе, но стипендия - это же так престижно, как жаль, что она ему не досталась... И вдруг, через месяц, уже учась в университете, он наконец получил сообщение о том, что стипендия ему выделена! Сотрудник фонда извинялся за задержку с сообщением: якобы в его адрес вкралась ошибка, и письмо вернулось обратно к отправителю, где-то попутешествовав месяц. Как же он был счастлив, наш сын. Правда, оказалось, что денег там почти никаких и нет, одно название, а не стипендия (папа виноват, если б не папина зарплата, могло быть больше тысячи плюс Büchergeld, а так только Büchergeld 150 марок - это он говорил на полном серьёзе, ребенок, что с него взять), но это ерунда, фонд хорош тем, что он оплачивает и поездки - например, Летние академии где-нибудь в горах, поездки за границу для изучения иностранных языков, Auslandsemester и т. п. В общем, все оказалось прекрасно, жизнь хороша и жить хорошо!

Истинная свобода не в том, чтобы делать то, что хочешь, а в том, чтобы не делать того, чего не хочешь.
 

Перейти на