В поисках исторического Иисуса. Иаков, брат Господень
ИАКОВ – МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА
Раннехристианские
предания и традиция последовательны в том, что Иаков умер мученической
смертью. Описание обстоятельств его гибели различаются между собой, но
утверждение о том, что он умер мучеником, остается неизменным. У Иосифа
Флавия очень короткое сообщение ("Иудейские древности" 20,9.1):
Гораздо
более подробно сообщение приведено в истории Эгесиппа. Сама эта история
утеряна, но сообщение о гибели Иакова полностью сохранилось у Евсевия
("История Церкви" 2,23). Это довольно длинное сообщение, но оно
представляет оченЬ большой интерес
"Руководство Церковью
перешло к брату Господа Иакову, совместно с апостолами, тому, которого
все со времени Господа и до наших дней называли Справедливым, потому что
многих звали Иаков. И он был святым от чрева своей матери; он не пил
вина и крепких напитков и не ел мяса; бритва ни разу не касалась его
головы; он не помазывался маслом (для помазывания) и не принимал ванны.
Он один мог войти в Святое,
...,. За его необычную
добродетельность его называли Справедливым, или Обиас, что в переводе с
греческого означает Оплот Народа и Праведность, как и свидетельствуют о
нем пророки.
И потому некоторые из семи сект, сказали ему: "Где путь к
Иисусу?" и он ответил, что Иисус – Спаситель – и многие уверовали, что
Иисус – Христос. Ну, а упомянутые выше секты не верили ни в Воскресение, ни в Того, Кто воздаст каждому по делам его; уверовавшие же в это уверовали благодаря Иакову.
И вследствие того, что многие из правителей тоже уверовали, возникло
среди иудеев, книжников и фарисеев смятение, потому что, говорили они,
есть опасность, что все люди будут ждать Иисуса Христа.
И
потому, встретившись с Иаковом, они сказали ему: "Мы умоляем тебя,
обуздай народ, ….И потому урезонь народ насчет Иисуса не ступать на
ложный путь, потому что весь народ и все мы верим тебе; ...".
И вот упомянутые книжники и фарисеи поставили Иакова на крышу Храма и воззвали к нему: "О ты, Справедливый, к которому мы все должны прислушиваться – ибо народ уходит с пути истинного – скажи нам, где дорога Иисуса?"
И
они закричали: "Ой, ой, даже Справедливый заблудился", и они исполнили
сказанное у Исайи: "Давайте устраним Справедливого, потому что он
причиняет нам неприятности; и потому они будут вкушать плоды дел своих".
И
они поднялись наверх и сбросили Справедливого вниз, и они говорили друг
другу: "Побьем камнями Иакова Справедливого", ……..и он погиб смертью
мученика. И они похоронили его тут же около Храма.
Он сделал справедливое свидетельство как иудеям, так и грекам, что Иисус – Христос. И сразу после этого Веспасиан осадил их".
Последние слова указывают на то, что у Эгесиппа была другая
дата смерти Иакова. Иосиф Флавий датирует ее 62 г., но если она
произошла непосредственно перед осадой Иерусалима Веспасианом, то это случилось в 66 году.
PS
Может, не так уж неправа Латынина, котор. связывает начало иудейской войны — 66 г с казн’ю Иакова???
Вполне возможно, что многое в истории Эгесиппа относится к области преданий, но из нее мы узнаем две вещи. Во-первых, она тоже свидетельствует о том, что Иаков умер мученической смертью. И, во-вторых, о том, что даже после того, как Иаков стал христианином, он сохранял абсолютную верность ортодоксальному иудейскому закону настолько, что иудеи считали его своим. Это вполне согласуется с тем, что мы уже отмечали об отношении Иакова к Павлу, когда последний пришел в Иерусалим с пожертвованиями для иерусалимской церкви (Деян. 21,18-25).https://bible.by/barclay/45/0/