Deutsch

История Дома Давидова от основания до Иисуса Христа. Развитие Мессианской идеи

15.07.20 14:54
Re: История Дома Давидова от основания до Иисуса Христа. Развитие Мессианской идеи
 
Boatman коренной житель
в ответ Boatman 15.07.20 14:09, Последний раз изменено 16.07.20 18:47 (Boatman)

продолжение


ВТОРОИСАЯ - пророк аноним


В вавилонском плену не один только Иезекииль рассказывал о своих «видениях» и произносил пророчества о будущем Израиля. Занимались этим и другие пророки, и их оракулы также ходили по рукам, некоторые, вероятно, в анонимной форме. Позже часть из них была приписана другим, более известным пророкам и вписана в свитки с записями их пророчеств. Ряд таких оракулов был присвоен древнему пророку Исаие.

Применение к библейским текстам методов исторической и филологической критики позволило установить, что весь конец Книги Исаии, начиная с главы 40, несомненно, относится ко времени вавилонского пленения и даже более позднему и, следовательно, автором его никак не мог быть пророк 8-7 вв. Исаия. В настоящее время почти никто из серьезных ученых в этом выводе не сомневается

Глава 40 начинается словами: «Утешайте, утешайте народ мой, говорит бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Яхве принял вдвое за все грехи свои» (40:1–2). Итак, пророк объявляет от имени Бога, что наказание, которое Иудея заслужила за свои прегрешения, уже свершилось, кара от Бога уже закончилась. Современная ситуация — самая прискорбная для народа иудейского и для Иерусалима. (44:26 ,43:5–7). Держава, которая держит их в плену, — это Вавилон (47:6–7). Но Вавилон уже сам подвергся нападению со стороны грозного врага. Пророк называет его по имени — Кир (44:28; 45:1). Кир уже одержал первые победы (41:2–4, 25; 45:13; 46:11; 48:11–16), и Пророк предсказывает его победу над Вавилоном (41:25; 46:11), уверяя , что Яхве избрал Кира в качестве своего помазанника, исполнителя своей воли и своих планов относительно Израиля: «Так говорит Яхве помазаннику своему Киру:… «Ради Иакова, раба моего, и Израиля, избранного моего, я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал меня» (45:1, 4). Яхве заявляет о Кире: «Он построит город мой (т. е. Иерусалим)и отпустит пленных моих, не за выкуп и не за дары» (45:13).

Нет сомнений, что эти главы были написаны после завоевания Иудеи Навуходоносором и увода иудеев в вавилонский плен, после воцарения Кира в Персии (в 558 г.) и его первых побед , но до 539 г.: Вавилон еще не завоеван, и иудеи еще не отпущены Киром на родину.

Этот вывод подтвердился также изучением стиля и языка глав 40–55. Есть также и другие свидетельства позднего происхождения глав 40–55. С 40-й главы начинаются «речи» того неизвестного пророка, которому современные библеисты присвоили условное имя Второисаия или «Великий аноним».


Почему имя настоящего их автора оказалось скрытым, вероятно, даже от его современников и осталось неизвестным последующим поколениям? Высказывалась мысль о том, что автор, живший в Вавилоне и «напророчивший» неизбежное и скорое завоевание этого города персами, имел основания опасаться преследования со стороны вавилонских властей . Но возможно, наиболее правдоподобным будет другое объяснение. Подлинный автор, сочинивший пророчества глав 40–55, или, может быть, те люди, что были особенно заинтересованы в успехе его проповеди, намеренно применили прием, который уже неоднократно применялся до них и стал обычным в эпоху плена: приписать пророчество древнему знаменитому пророку для «авторитетности»....

Бог открыл своему пророку близкое падение Вавилона и все остальное, что, как уверяет пророк, последует за этим: возвращение на родину, восстановление храма и светлое будущее Израиля. Для ревнителей Яхве в вавилонском плену тем более важно было внушить своим соплеменникам эту веру, что ее разделяли далеко не все иудеи; многие успели прижиться на чужбине, некоторые даже, как свидетельствуют дошедшие до нас вавилонские источники, достигли значительного благосостояния и вовсе не рвались на свою нищую родину.

Выше уже говорилось о том, как жрецы и пророки Яхве в вавилонском плену готовились к своему возвращению на родину. Пророческая деятельность анонимного пророка, несомненно, составила часть этой подготовки, ради успеха которой, может быть, и было решено выдать его произведение за пророчества знаменитого Исаии, которые только теперь начинают сбываться.

Иудейский историк Иосиф Флавий, живший много позже, в И в. н. э., в сочинении о древней истории своего народа написал, что сразу по вступлении Кира в Вавилон иудеи сообщили персидскому царю, что его победа была предсказана их древним пророком более чем двумя веками ранее; это будто бы и побудило Кира издать указ о возвращении иудеев на родину (Иудейские древности ХИ, 1, 2).

Именно в вавилонском плену, в проповеди Второисаии религия Яхве сделала крупный шаг к монотеизму. Текст Второисаии, бесспорно, имеет монотеистический смысл: «Я Яхве, и нет иного». Есть только один бог, и это Яхве, он творец и управитель мира и всех народов мира. Второисаия вероятно, придерживался учения о воздающем боге и идеи о коллективной ответственности перед ним. У него Яхве разгневался на Израиль за его отступничество, за его неверность своему богу и карал его за это; и Второисаия так же, как и другие пророки до него, призывает народ к покаянию и исправлению, к соблюдению «закона Яхве» (55:6–7).

Но важно, что акцент здесь у него уже на другом. Наказание за совершенные грехи — это для Израиля уже в прошлом. Непомерными страданиями евреи уже с лихвой, «вдвое» искупили свою вину перед Яхве «за все грехи свои» (40:2), и если все же Израиль продолжает страдать, то это уже страдания задаром, «за ничто» (52:3). Теперь Израиль принимает мучения не за свою вину, не потому, что он хуже других народов, а потому, что лучше! Поэтому он, народ, «избранный» богом, предназначен стать «светом для язычников» (42:6). Из-за их темноты он должен пострадать, их грехи взять на себя. Народам это неизвестно и непонятно. Они с презрением и злорадством смотрят на Израиль, топчут его ногами и мучают (51:23). Но в этих страданиях «избранного народа» — залог его будущей славы. В конце концов, по выполнению им своей миссии, Яхве превознесет его и возвеличит. И тогда спасенные народы узнают, что Израиль страдал ради их спасения. Таково было желание Яхве. «Яхве угодно было, ради правды своей, возвеличить и прославить закон» (42:21), и Израиль, выполняя волю пославшего его, ради славы Яхве безропотно предал себя на муки, как и подобает верному рабу.


Известно, что излюбленными риторическими приемами пророков Древнего Израиля были приемы аллегорий и персонификации. Вещал ли пророк об Израиле или каком-то другом народе, или стране, или городе, — он говорил, как о живой личности. И, описывая отношения между Яхве и еврейским народом, пророки особенно охотно использовали этот прием. Обычным эпитетом для Израиля у пророков эпохи плена было «раб Яхве» . У Второисаии это выражение встречается особенно часто, и в большинстве случаев контекст совершенно недвусмыслен и не оставляет места сомнениям, кого имеет в виду бог, говоря устами пророка о «рабе Яхве». В таких заявлениях, как: «А ты, Израиль, раб мой, Иаков, которого я избрал… ты, которого я… призвал… и сказал тебе: «ты мой раб, я избрал тебя и не отвергну тебя»… ибо я бог твой» (41:8—10), речь идет, конечно, о еврейском народе. Бог то упрекает «раба Яхве» за строптивость и непослушание: «Кто так слеп, как раб мой, и глух, как вестник мой, мною посланный? Кто так слеп… как раб Яхве?» (42:19), то обещает ему прощение прошлых грехов: «Ты грехами твоими затруднял меня, беззакониями твоими отягощал меня. Я, я сам изглаживаю преступления твои ради себя самого и грехов твоих не помяну» (43:24); «Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб мой; я образовал тебя: раб мой ты, Израиль, не забывай меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко мне, ибо я искупил тебя» (44:21–22). Обращаясь к языческим народам, Яхве устами пророка возвещает им о великом предназначении и будущем величии своего раба: «Этот народ я образовал для себя, он будет возвещать славу мою» (43:21); «Вот, раб мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (52:13).

далее:
ГЛАВА 53

(использованы материалы из книг:

М.И. Рижскиj "Библейские пророки и библейские пророчества"

Барт Эрман "Библия.Историческое и литературное ведение в священное писание"

и не только)

 

Перейти на