Сын Давидов
продолжение
Заканчивая эту главу истории "Дома Давида", сделаем некоторые выводы,
Основатель Дома , царь Давид, любим библейскими авторами и верующими несмотря на многие свои поступки,которые человеческая логика, мягко говоря ,не считает достойными. Отношение к его сыну, наследнику Дома, Соломону -противоположно.
Царствование Давида запечатлено в памяти народа как вершина пройденного исторического пути. Разделение царства, созданного Давидом, после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о возрождении в светлом будущем Дома Давида, мечту о рождении идеального евр. царя, потомка Давида -Машиаха. Евр. традиция передаёт много историй о Машиахе, котор. будет царствовать над Израилем и будет обладателем самых высоких моральных качеств. Давид считается в Библии , носителем сущности Машиаха, его прототипом, который сядет на престоле Давида, царствовать вечно.
Для христиан Давид - праведник, возлюбленный Господом праотец Христа-Мессии.
В иудаизме представление о Машиахе не явл чем-то застывшим, в последнее время появились новые, довольно неожиданные и спорныe воззрения.
Цитирую одного из главных выразителей новой идеи Машиаха - П. Полонского:
"Есть представление о том, что Машиах приходит в две стадии: Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид. Стандартной моделью религиозного сионизма является отождествление Машиаха бен Йосефа с современным Государством Израиль и нерелигиозным сионизмом, вслед за которым должен прийти Машиах бен Давид.
Но, на мой взгляд, есть основания говорить не о двух, а трех стадиях прихода Машиаха, символами которых являются Саул, Давид и Соломон. Эти три царя Израиля являются архетипами трех стадий еврейского государства, с разными установками и целями. Для Саула, только начавшего строить государство в ситуации порабощения евреев филистимлянами, главным были безопасность и нормализация еврейской жизни. Именно в это время народ просит пророка Шмуэля назначить царя, «дабы он защищал евреев, чтобы было, как у других народов».
Следующий этап олицетворяет Давид, цель которого — национально-религиозное возрождение. И если война Саула — это попытка защитить евреев от филистимлян, у Давида к этому добавляется дополнительная мотивация — он возмущен тем, что Голиаф смеет поносить Всевышнего. Поэтому Давид возвращает ковчег в Иерусалим и продвигает национально-религиозное возрождение.
Современное государство Израиль — это архетип Саула, а поселенческое движение исповедует идеологию Давида. Во многом поэтому и обострился конфликт между старым истеблишментом и поселенцами.
.. .Давид не может построить Храм, и только сын его это делает. Дело в том, что Соломон совершенно по-иному видит функцию государства. Его цель — распространение иудаизма в мире (в частности, поэтому он берет себе жен из всех народов). Храм нужен не на этапе национально-религиозного возрождения (на этапе Давида), но лишь на следующей стадии распространения еврейского учения, этапе Соломона.Соломон — это иудаизм на уровне универсализма.
Сегодня наступает следующий этап, когда мы должны поддерживать Давида, то есть поселенческое движение, закладывая при этом основы будущего Соломона через интеграцию в иудаизм универсальных ценностей. " (ц)