Deutsch

Нагорная проповедь​

08.04.20 13:40
Re: Нагорная проповедь​
 
Boatman коренной житель
в ответ regrem 05.04.20 21:32, Последний раз изменено 08.04.20 13:53 (Boatman)
- Центром проповеди Иисуса был призыв к покаянию в преддверии скорого апокалиптического Царства.
- Я не вижу этого в проповеди, тем более в центре проповеди.
Проповедь была для людей, для которых покаяние, скажем так пройденный этап, для людей, которые понимают и исполняют Законы Моисея и сейчас слушают как выполнять и нравственные законы.

Иисус как апокалиптический пророк

В настоящее время ряд учёных склонны к «апокалиптической гипотезе»[28], согласно которой Иисус рассматривается как пророк, который хочет подготовить евреев к скорейшему прибытию конца времён. «Основополагающим текстом» гипотезы об Иисусе, как апокалиптическом пророке, является произведение Альберта Швейцера «История изучения жизни Иисуса (англ.)русск.» вышедшее в 1906 году[29].

Данное представление поддерживается, в частности Эдом Сандерсом (англ.)русск., Морисом Кейси (англ.)русск., Дейлом Аллисоном (англ.)русск. и Бартом Эрманом[30].


"То, что Иисус был апокалиптиком, контекстуально правдоподобно, коль скоро апокалиптическими настроениями были охвачены многие его еврейские современники: фарисеи[79] и кумраниты, авторы апокалипсисов и пророческие лидеры вроде Иоанна Крестителя

Согласно Q, Иоанн предупреждал собравшиеся к нему толпы об апокалиптическом суде

и призывал к покаянию:

Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния… Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.(Лк 3:7–9)

Это апокалиптическая весть. Срубание деревьев есть образ грядущего суда: люди, которые не жили в соответствии с волей Божьей, будут «брошены в огонь». Но когда настанет день Суда? Он настанет вот-вот. Секира уже лежит возле корня деревьев. Рубка может начаться с минуты на минуту.


Ничто не мешало Иисусу последовать за любым другим религиозным учителем своего времени, скажем, примкнуть к фарисейской партии, стать энтузиастом храмового культа, влиться в ессейскую общину или пополнить ряды революционеров. Однако он остановил свой выбор на Иоанне Крестителе. Это означает, что он соглашался с Иоанновой вестью о близком апокалиптическом Суде. Свою общественную деятельность он начал с согласия с Иоанном.

апокалиптизм присущ целому ряду древнейших источников[80]. Стало быть, можно говорить о наличии

множества свидетельств о Христе как об апокалиптике в самых ранних источниках.

истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.(Мк 8:38-9:1)

Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда он пошлет ангелов своих и соберет избранных своих от четырех ветров, от края земли до края неба… Истинно говорю вам: не прейдет это поколение, как все это будет.(Мк 13:24–27, 30)Из Q:
…ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день свой… И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех… так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.(Лк 17:24, 26–27, 30; ср. Мф 24:27, 37–39)
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.(Лк 12:40; ср. Мф 24:44)
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий ангелов своих, и соберут из Царства его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.(Мф 13:40–43)
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.(Лк 21:34–36)


И это далеко не единственные отрывки. Можно сделать вывод: древнейшие из дошедших до нас источников приписывают Иисусу — независимо друг от друга! — апокалиптические высказывания. Однако, что по мере того, как шло время, апокалиптический пыл угасал. В последующих источниках апокалиптического материала становится все меньше и меньше, а в Евангелии от Иоанна (последнем из канонических Евангелий) Иисус вообще не высказывается в апокалиптическом ключе, но говорит на другие темы (главным образом, о том, что он пришел от Отца дать людям жизнь вечную). А если взять еще более поздние Евангелия, которые не вошли в новозаветный канон, то в них Иисус иногда даже отрицает апокалиптизм (Евангелие от Фомы 3; 113).


Почему же древнейшие источники изображают Иисуса апокалиптиком, а более поздние не делают этого, а то и приписывают ему критику апокалиптизма?

Судя по всему, с ходом времени Иисуса все меньше и меньше понимали как апокалиптика. Причину понять несложно. В древнейших источниках Иисус предсказывает, что конец века сего наступит еще при жизни его поколения, при жизни его учеников. Однако ученики умерли. Ушло и поколение Иисуса. Решающего же вмешательства Бога в историю не произошло: Сын Человеческий не пришел, и мертвые не воскресли. Что было делать с несбывшимися предсказаниями? Мало-помалу христиане пришли к мысли, что Иисус говорил не о скором Конце, а потому все меньше и меньше изображали его апокалиптическим проповедником. Идея оказалась чрезвычайно успешной: на протяжении всего Средневековья и доныне подавляющее большинство людей не считают Иисуса апокалиптиком. Это произошло именно потому, что апокалиптизм его провозвестия все больше и больше затушевывался, а впоследствии от него и вовсе отказались. ..."


Для Вас, Регрем, эти обьяснения Барта Эрмана - недостаточны, чтобы понять, что

Иисус Христос был апокалиптическим пророком и Центром проповеди Иисуса был призыв к покаянию в преддверии скорого апокалиптического Царства ?



 

Перейти на