"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю..."
елание же наказать обидчика в судебном порядке по-вашему не является проявлением какой-либо ненависти и не является мщением в принципе. Это, конечно, лукавство, т.к. истец по определению не может желать блага для того, кого он тащит в суд. Для истца ответчик является недругом (врагом), к которому он испытывает как минимум неприязнь, т.е. ненависть в той или иной степени. Убеждён, что именно такую "ненависть к врагам" и подразумевал Христос, когда учил о прощении обид и непротивлении злу.
Я согласен с тем, что можно предположить
что именно такую, как Вы описали, "ненависть к врагам" и подразумевал Христос, когда учил о прощении обид и непротивлении злу." Но можно предположить и то, что увидел в этих словах Толстой, или иудеи.. Потому что Иисус не дал разьяснения своим словам, которые можно понимать очень по-разному.
Слова Иисуса ,
точнее, Матфея,о ненависти " древних" - вызывают споры в течение сотен лет.
По мнению исследователей,
Иисус критикует:
1) поговорку «люби друзей и ненавидь врагов», распространенную в греко-римском мире;
2) учение кумранской общины, известной своей ненавистью к врагам Бога;
3) устную традицию книжников и фарисеев , чье учение люди слышали в синагогах;
4) общий контекст Ветхого завета, заповедующий войны с агрессивными многобожниками.
Как я могу предположить, христианство придерживается третьего или четвёртого вариантов.
Теория о КУМРАНЕ как источнике христианства сегодня весьма популярна, в частности, в иудейских кругах.Общих черт у христиан с кумранитами немало, если верить тем древним авторам, которые оставили описание этой иудейской группы — Иосифу Флавию и др. Как и кумраниты, Иоанн Креститель, Иисус и апостол Павел безбрачны, бездетны и дистанцированы от денег и светских карьер. Все трое считают единоверцев настоящей духовной семьей. Их ученики делят бюджет, путешествуют вместе, часто встречаются для совместных трапез и учения.И главное: ессеи культивировали ненависть к врагам и готовились к финальной битве сынов света с сынами тьмы при пришествии Мессии...
Однако, есть много серьёзных возражений и этой т.зрен......
Многие христ. авторы считают вариант 3 - наиболее вероятням, при этом исходя из того , что Мф употребляет выражение «слышали, что сказано», в то время как ссылки на Писание Он обозначает словом «написано».
На мой взгляд, аргументы против этого предположения можно найти в самом ВЗ, где очень много говорится об отношении "древних" к ненависти вообще и к врагам - в частности. Существует заповедь любить и того, кто нас ненавидит, поскольку заповедь «люби ближнего, как самого себя» относится к каждому человеку, и даже к тому, кто нас ненавидит. Тора призывает помогать тому, кто нас ненавидит А в Талмуде (трактат Бава Меция 32 б) сказано, что если два человека нуждаются в помощи, один — ненавистник, а другой — друг, мицва помочь ненавистнику прежде. Тора призывает, что если кто-то поступил с нами плохо, мы не должны припоминать ему это в сердце, а, наоборот, должны любить его, и см. Талмуд, трактат Йома 23а...... https://toldot.ru/urava/ask/urava_2556.html