Deutsch

"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю..."

28.02.20 17:13
Re: "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю..."
 
  beatus Teddybär
beatus
в ответ beatus 28.02.20 17:07, Последний раз изменено 28.02.20 17:21 (beatus)
По поводу притягивания библейской традиции удара по щеке как метафорического образа тяжкого оскорбления человека и расценивания такой пощечины как самого сильного способа нанесения ему оскорбления и бесчестия , - считаю, что это одна из множества попыток „интерпретации“. Авторы её исходили из того...
Однако, своей фразой Христос сказал не больше того, что сказал, т.е. только „НЕ ПРОТИВьСЯ ЗЛОМУ“ , не уточняя, что понимать следует под „злом“.
Не могу согласиться. Если не вырывать слова из контекста, то простор для вольных толкований сразу сужается:

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Кстати, Синодальный Перевод вводит в заблуждение, предлога "в" (щёку) в оригинале нет, есть предлог "по" (щеке). Смысл гиперболы улавливаете?

Однако, оскорбление человека часто носит характер именно физического насилия.
Гораздо чаще происходит словесное оскорбление, которое, бывает, перерастает в физическое насилие.
Отсюда в конечном счёте, - корни пацифизма и отрицание ЛЮБОГО сопротивления ЛЮБОМУ злу. Именно за то, что церковь не признавала универсальности призыва Христа, поощряя войны и т.д., Толстой обвинял её в „отступничестве от Христа“. Т.е. в УТОПИЧНОСТИ своего учения о непротивлении злу насилием Толстой пошёл ещё дальше Иисуса
Толстой не первый обвинял православие (уточняйте, что вы подразумеваете под словом "церковь", их много разных) в отступничестве. В самом христианстве существует немало как церквей, так и отдельных верующих, следующих призыву Христа "вложить свой меч в его место". До чего не дошёл ни Толстой ни Лао-Цзы, ни Литвак, ни кто-либо ещё из людей, так это до мотива распространения своей любви на обидчиков:

«А Я говорю вам: любите (агапон) врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»

Мотив такого странного на ваш взгляд поведения заключается не в соображении "утопического непротивления" любому злу, непринятии агрессии как таковой (кто не принимает агрессию, не может сам быть её источником) и не в личной выгоде. Для читающих Евангелие с открытым сердцем совершенно понятно, что Иисус призывает оставить путь исправления для дурного, агрессивного человека открытым. Ответная агрессия закрывает этот путь. Прощение и любовь делают исправление возможным. У любви-агапе нет ничего общего с мазохистским потаканием садистским наклонностям обидчика. Именно любовь побуждает проявлять твёрдость характера, когда это нужно для "вразумления" заблудшего... Тут нет парадоксов и полярностей, любовь — главный ключ к пониманию учения Христа.
link
 

Перейти на