Deutsch

"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю..."

28.02.20 16:48
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю..."
 
Boatman коренной житель
Последний раз изменено 28.02.20 17:11 (Boatman)

Эта тема - ответ на пост ивана_12

https://foren.germany.ru/showmessage.pl?Number=36229521&Bo...:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;Мф 5,38- 39

Если сравнить старое и новое то нельзя не заметить радикальность нового.Как правило даже "око за око зуб за зуб" не выполнялось и не выполняется - ьна всякий случайь в отместку наносят гораздо больший урон. А здесь такое .... Вообще не противься злу. Как такое возможно вообще?!Господь показал своей Жизнью что это возможно и как это возможно претворить в жизнь. Конечно же это непросто, но любящие Господа хотя бы попытаются это сделать на полном серьезе.Ещё раз хочу обратить внимание - Он сказал сие своим ученикам, тем кто готов отдать всего себя в Его руки.

Практически все заповеди Нового Завета можно прочесть в Ветхом. Почти все. Заповедь о "непротивлении злу насилием", о подставлении бьющему другой щеки и о "любви к врагам" -в её евангельском смысле чужды ВЗ. Точнее, нечто близкое в ВЗ имеется, но смысл этого - иной. Если не рассматривать заповедь , о к-рой сказано в Еванг. очень сжато , не как аллегорию, а как "руководство" для христ-на, можно увидеть её полную утопичность.

В любом, случае, если уж зашла речь об этой заповеди, нельзя ограничиться - как бы помягче сказать? - парой эмоциональных восклицаний и побежать скорее копипастить далее....

Итак, Синайскую Заповедь "Око за око и зуб за зуб" Иисус противопоставляет ("А я говорю...") заповеди о непротивлении. Правомерно ли это?

В Заповедях Моисея учитывалась природа человека: не мсти, не укради, не суди ближнего, пока не побываешь на его месте...Заповедь "Око за око" - это условие юридической ответственности, означающее правосудие. При этом отрицается возможность нанесения увечий в порядке наказания за увечья.

Эта ЮРИДИЧЕСКОЕ ( по суду) требование в НЗ противопоставлено морально-этическому: "не отвечать злом на зло" и более того, подставить "злу" "другую щеку".

Такое противопоставление в принципе неверно. Но остановимся на предложенной Христом модели.

ВЗ призывает простить врага своего (Притчи, Исход ). Но простить и не мстить - не означает не оказывать сопротивления пороку и злу. "Истреби зло из среды своей" - говорит Писание(Втор 7:17). , где в то же время нет утверждения Матфея о якобы призыве прошлого ненавидеть врагов ( 5:43). Есть лишь призыв к справедливости по отношению к врагам.

П рактически, ни одна христианская община за всю историю христианства не смогла полностью следовать принципу "непротивления злу" в повседневном поведении. Принцип непротивления злу не является нравственным идеалом.

Что касается "пощечин" , след отметить, что в Ев не даётся указаний, о каком зле (на каком уровне) идёт речь. Большинство комментаторов считают, что здесь говорится не столько о причинении физической боли, сколько моральном унижении ( "пощёчна" - аллегория такого унижения)

Если же речь идёт о причинении физич. боли, напр, если на человека напали, он должен сделать все, чтобы не дать себя покалечить, даже если для этого придется применить силу.В ВЗ разрешается человеку защищаться от физического нападения другого человека, а если последствия могут быть необратимыми, разрешено даже нанести опережающий удар (как, например, в Исх. 22:1). Если же речь идёт об обиде, оскорблении словом и т.п. Тора предписывает открыто заявить о своих претензиях обидчику, не держать гнев в себе. : «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем; ты увещевай ближнего твоего…» (Левит 19, 16-17). Тора запрещает инициировать конфликт, но не предписывает молчать в ответ на открытое унижение, молча глотать оскорбления, поскольку это противоречит человеческой природе,

Контекст христианского "непротивления" абсолютно не оговаривает те ситуации, в которых должен действовать этот принцип. Вместо того, чтобы дать отпор , христианин поворачивается к обидчику и подставляет вторую щеку для удара. Казалось бы, он проявляет любовь и смиренномудрие... Но так ли это на самом деле? Не дав отпор, он сам косвенно превратился в соучастника преступления. Христианин, "подставляя вторую щеку", лишь способствует умножению зла. По сути, в основе данного принципа лежит идея не всеобщей любви, а всеобщей безнаказанности, которая, как известно, приводит к умножению преступлений. Непротивление злу насилием порождает еще большее насилие и беспредел!

Когда человек, применяющий физическое или моральное насилие над ближним, не получает соответствующий отпор, он полностью уверяется в собственной правоте и вседозволенности, распоясывается всё больше и больше. Таким образом, грешат уже два человека - тот, кто проявляет непосредственное насилие, а также тот, кто не препятствует этому насилию всеми возможными способами, т.е. вместо того, чтобы "подставлять вторую щеку", не ставит противника на место . Главный же парадокс, и главная беда в том, что именно поведение христиан, носителей принципа "поставления щеки", абсолютно не вписывается в этот концепт ни с какого боку. С одной стороны, их попытки "подставить щеку" приводят лишь к беспределу и умножению зла (человек, позволяющий относиться к себе как к груше для битья, будет считаться "лохом", а его противники будут распоясываться еще сильнее). А с другой стороны, многовековая тактика агрессивного поведения христиан по отношению к оппонентам (даже из числа собратьев) просто не позволяет им "подставлять вторую щеку" своим, раньше физическим, а ныне - идеологическим противникам.

Т.о., принцип "непротивления" и "подставления второй щеки", если его интерпретировать строго по тексту Еванг-я, увеличивает число преступлений и преступников.

Готов выслушать АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ возражения


Более подробно - дискуссию по данной теме см https://foren.germany.ru/religion/f/31255800.html?Cat=&pag...

 

Перейти на