Deutsch

Книга пророка Исайи - о чём она?

22.12.19 20:15
Re: Книга пророка Исайи - о чём она?
 
Boatman коренной житель
в ответ Boatman 21.12.19 13:25, Последний раз изменено 22.12.19 20:48 (Boatman)
предполагаю привести некоторые цитаты из сочинения Цельса из текста, восстановленного и переведенного Б.А. Рановичем.

Вероятно, нет смысла рассматривать "Истинное слово"Цельса иначе, как вместе с ответами почти на каждое его высказывание Оригена, как это представлено regrem на соседней ветке. Единстввенное, хотелось бы, чтобы regrem или др участники обсуждения высказалисъ по поводу цитат из "Истинного слова", приведенных в постах 264 и 300.

Я же хотел бы подробнее остановиться на трагической истории жизни самого Оригена - великого основателя христианского богословия и ВЕЛИКОГО ЕРЕТИКА, преданного христ-ой церковью анафеме, так же как и его произведения

ВЕЛИКИЙ БОГОСЛОВ-ЕРЕТИК


Кратко - о биографии Оригена

Родился ок. 185, Александрия. Греческий христианский теолог, философ, учёный. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек»

Ориген вёл аскетический образ жизни, соблюдал строгий пост. В 25-летнем возрасте он ,буквал'но воспринимая слова о скопцах, которые сделали себя таковыми для Царства Божия", и чтобы воздержаться от брака, оскопил себя

( Эти слухи передаёт Евсевий Кесарiйский, однако сам Ориген в своих

толкованиях резко выступает против буквального понимания Мф 19:12; официально это не подтверждено и не опровергнуто)


С 217 года Ориген возглавлял христианскую школу в Александрии. Был рукоположен в сан пресвитера. В Александрии Ориген был подвергнут жестоким истязаниям со стороны язычников-эллинов. Священноначалие Иерусалимской церкви убеждало Оригена проповедовать в церкви.

Во время очередной волны антихристианских репрессий при императоре Деции, Ориген был брошен в тюрьму в городе Тир и подвергнут жесточайшим пыткам, от которых вскоре - в 254 г умер.

Не менее трагична судьба его учения после смерти великого богослова

.

УЧЕНИЕ ОРИГЕНА

изложено в намного менее известном труде, чем "Против Цельса" , под названием "О НАЧАЛАХ"

.В своём учении Ориген ясно провёл грань между учением церкви и своими гипотезами.

Учение Оригена излагаю очень упрощённо , поскольку меня больше интересует не само учение великого теоретика, а отношение церкви к тому , кто служил Богу и Истине, которую он искал всю жизнь ...

ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ

Основным допущением Оригена явл. предположение, что вся Библия подлежит интерпретации , выходящей за рамки буквального смысла.Согласно Оригену, Св. Писание нельзя рассматривать как сборник разнородных текстов, написанных разными авторами в разное время, содержавших устаревшие и неприменимые нормы.

Метод Оригена называют "АЛЛЕГОРЕЗА", т.е. нахождение по определённым критериям подходящих к любому данному тексту аллегорий.

В представлении Оригена о мире, где всё целесообразно,Библия представляла собой образ человека, т.е. познающего существа. Как человек состоит из тела, души и духа, так и в Библии можно выделить три смысла: телесный, буквально-исторический, душевный или нравственно-назидательный и духовный или таинственный. Как считают исследователи, на экзегетическую мысль Оригена повлияли александрийские иудеи (в перв оч Филон) , языческие философы и гностики...

УЧЕНИЕ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ


Эсхатология Оригена сводилась к учению о воссозданию всего существующего.

Это учение - о "циклическом времени" или АПОКАТАСТАСИСЕ , к-рое предполагает, что посмертное воздаяние и ад - относительны, т.к. Бог по своей благости в конечном счёте спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей, и даже - сатану.

Ориген учил о ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИИ человеческих душ ( доктрина имеет существенные отличия от реинкарнации в индуизме)

Согласно учению Оригена, души, продвигаясь на пути к совершенству, принимали всё более просветлённые тела в человеческих формах жизни

Божественная справедивость требует, чтобы грешник понёс наказание. Но он всё же остаётся творением Бога. Неужели милосердие Бога допустит вечное срадание за

грехи, совершённые за короткий период земной жизни? Поэтому, как считал Ориген, идею ада не следует воспринимать буквально. Ориген полагает, что надо освободиться от натуралистич. представлений о муках ада. Душа нематериальна, значит, муки нематериальны. И они - НЕ ВЕЧНЫ. Душа через какое-то время получает возможность искупить свои прежние грехи, вернувшись на землю в новом теле. . Т.о. Ориген ставит под сомнение вечность мучений , котор. он рассматривает как "педагогическую " меру, а слово "вечные" обьясняет как длящиеся продолжит, срок

Бог у Оригена - как врач, желая истребить болезнь душ, пользуя огонь в смысле "врачебного средства" для излечения души от грехов.Т.е. ад у Ориг превращается в исправит. учреждение наподобие католич. чистилищаТ.о. Ориген полностью снимает идею "вечных" мук. В любом случае человек будет принят на небо; все преебывавшие в аду становятся святыми.

Такая концепция оказалась слишком гуманистической для святых отцов, не желавших отказываться от учения о вечных мучениях грешников в аду.Златоуст по этому поводу писал:

"Дьявол убеждает некоторых думать, что нет геенны..Напротив, Бог угрожает геенной и её приготовил, чтобы мы зная о ней так жили, чтобы не впасть в геенну.. заключённые там ( в аду) вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно..где палимый грешник вечно горит, но не сгорает"

УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ

Разногласие с церковью выразилось также в его учении о Троице.

Согласно Оригену, Бог и Отец как первое лицо троицы - тождественны. . Бог един, непостижим и неизмерим, превыше ума и полностью самодостаточен. Он безвременен и находится "по ту сторону бытия" Бог у Оригена - источник жизни всех существ и судит их по мере соответствия своему замыслу о них.

Согласно учению Оригена о рождении Сына от отца этот акт рождения происходит вне времени, поскольку Сын совечен отцу, который неизменен.

Сын Божий носит в себе все атрибуты Отца...

..Оригена обвиняли в том, что он полагал Христа простым человеком, а не Богом. Учение Оригена о Троице было осуждено в 4-серед.6 веков.

Ориген признавал Иисуса "единородным и от Бога рождённым", но без всякого начала: "ибо Сын не есть Сын по установлению извне через Св. Духа, но Сын по природе"

Осуждение

К концу 3 века философское наследии Оригена стало использоваться для обоснования учений, противоречащих взглядам церкви. Само имя Оригена стало ненавистно "учителям"

Заблуждениями признано аллегорическое толкование Библии, учение о предсуществовании душ, о творении и воскресении

В 4 веке в Оригене церковь начала видеть источник всевозможных ересей и ок. 375 г за "вольнодумство" он был подвергнут др. учителями систематической критике.Учение об апокатастисе было признано еретическим.

В 543 г Ориген был обьявлен еретиком,его сочинения признаны " нечестивыми" а на 5 Всем, соборе он и все, кто не желал его анафемствовать, преданы были анафеме.

После 5 Всем собора 553 г "оригенизм" исчез из сферы христ-ой полемики, но стал основой для более поздних еретических течений, таких как арианство, иконоборчество и др.

На Латеранском соборе 649 г ВСЕ сочинения Оригена были преданы анафеме: "Если кто не отвергает и в согласии со св. отцами не анафемствует душой и устами.неучтивое учение ц ереси ..да будет анафема."

Ориген соединив платонизм с христианством, отклонялся от ортодоксального учения церкви, которой и был осуждён как еретик и предан анафеме.

 

Перейти на