Раввин беседует с Иисусом
Пятое наставление содержит слова, которых нет в Торе. Она не требует «ненавидеть врага твоего». Раввины учили ненавидеть зло, но не преступника. Всякий, кто знает Тору, будет недоумевать, где можно найти эту «заповедь». Враги Бога – это другой вопрос. Мы должны сопротивляться им, и Евангелия указывают, что Иисус также говорил об этом.
...Иисус
интересовался не социальной справедливостью, законностью в гражданском
обществе, организацией государства, Социальная справедливость остается
вне его видения. Если это так, и Иисус обращался только к своим ученикам, сидящим вокруг него,
когда он требовал подставить вторую щеку под удар, отдать другому всю
свою одежду, пройти с ним второе поприще, - что же, пусть будет так.
Никто не должен возражать ему здесь!
Но тогда проповедь Иисуса
обращена не к людям у подножия горы, но только к тем, кто сидят вокруг
него на ее вершине. только к небольшой группе его учеников, сидящих
вокруг него на вершине горы, но не к тем, кто стоят у ее подножия.
Фраза
«Вы слышали, что сказано» оставляет открытым вопрос: Кем? С какой
целью? Учитель Торы сам судим по Торе и отвечает перед ней. правомерное
стремление Иисуса интерпретировать заповеди Торы соединяется у него со
странной формой их выражения.
Тора не подготовила меня к учению, противопоставляющему
Тору словам, сказанным от имени чьего-то «я». выраженным так, что
источник этого учения - сама Тора, отбрасывается в сторону. То, что
«было сказано», противопоставляется «я» Иисуса....
«Почитай
отца твоего и мать твою» или «Не думайте, что Я пришел принести мир на
землю;не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с
отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги
человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не
достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин
Меня. (Матфей 10:34-37) ?
Я , конечно, был впечатлен
наставлениями Иисуса о Десяти Заповедях. Не только не убей или не
прелюбодействуй, но не смей и думать об этом. Не только не клянись ложно
(«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»), но не клянись
вообще. Эти наставления показались мне особенно значительными. И не в
силу их строгости, превосходящей Десять Заповедей, - не подходи даже
близко к их нарушению! эти наставления обращены к моей повседневной
жизни, где убийство случается редко, но гнев - постоянно, прелюбодеяние -
не часто, но фантазии - все время, ложное свидетельство есть
исключение, но сквернословие – обычное явление. Силой своего воображения
Иисус придал этим заповедям сиюминутное и безотлагательное значение. И я
готов высоко оценить это требование,
Но ЗаповедЬ : ".Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе".
(Исх. 20:12) я характеризую как требование почитать отца и мать, не как
личную, частную заповедь, но как общественную, социальную,
коллективную. Иисус ставит под вопрос первенствующее значение семьи
среди моих обязанностей, ее центральное место в общественном порядке.
Более того, Иисус говорит прямо:
„ кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. (Мф. 12:46-50)
Не учит ли Иисус меня нарушить одну из двух великих заповедей, обращенных к общественному порядку?
Его ученик может возразить мне: «Но чтобы служить ему, мы должны пойти за ним. Отец и мать дарят жизнь в этом мире; Иисус, кого мы знаем как Христа, дарит жизнь вечную»
….даже
сегодня это заявление приводит учеников Иисуса к пренебрежению своими
обязанностями по отношению не только к родителям, но и к своим семьям. А
если ученик женат, что станет с его женой и детьми? Тора требует от нас
не только чтить родителей, но исполнять наши супружеские обязанности, –
как быть с этим?
Все, что Иисус потребовал от своих учеников, это
любить его больше, чем семью. Он строит новую семью на неосязаемых лучах
преданности и любви - сверхъестественную семью, где любовь означает
нечто иное, чем просто плотская любовь. И именно эта семья становится
основой Небесного Царства. Так мог бы ответить мне уверовавший в Иисуса
от имени своего учителя. ...