Deutsch

Православное монашество и старчество: история, настоящее, будущее?

20.05.19 11:47
Re: Православное монашество и старчество: история, настоящее..будущее?
 
Boatman старожил
в ответ Boatman 20.05.19 11:46, Последний раз изменено 20.05.19 18:52 (Boatman)

Православное старчество

Старчество - это особый институт духовного наставничества, органично сложившийся в Православной Церкви с древних времен, прежде всего, в монашеской среде и относившийся только к монастырской жизни. Кто же такие Православные старцы?Вообще, старец — это духовник братии или сестер монастыря. Жительство в монастыре подразумевает духовное руководство, открытие послушником своих помыслов старцу ― духовнику, игумену.Но в России в 19 веке старчество вышло за ворота монастырей , или, точнее, мир пришел в монастырь к старцам. Одним из центров монашеского делания стала Оптина пустынь — впоследствии известный на всю Россию монастырьК духовникам Оптиной пустыни стали приезжать на исповедь или ради совета по житейским вопросам богомольцы-миряне, начиная от простых крестьян и заканчивая известными образованными людьми.Вот как описывает Православного старца Достоевский, портрет которого он дал в собирательном образе старца Зосимы:

"Старец - это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением.... в надежде после долгого искуса победить себя, овладеть собою до того, чтобы наконец достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то есть свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли" .Василий Великий, законоположник монашества, замечает, что "послушание, которое приносится Иисусу Христу и соответствует Его примеру, одновременно приносится видимому Его представителю - духовному отцу или духовной матери".....


...В последнее время все большее распространение приобретает практика организованных коллективных или комфортабельных индивидуальных паломнгических поездок в монастыри к "истинным" Старцам, "прозорливцам и чудотворцам". Монастыри превращаются фактически в туристические и коммерческие центры, где монахи выполняют функции обслуживающего персонала.

Хотелось бы получить ответы на след. вопросы:

1. Чем для вас является

современный монастырь: "лечебницей для души", или скорее, "мужским

общежитием" с признаками дедовщины и др. пороками нашего общества?

2. Как вы считаете,сейчас стало больше или меньше людей, желающих уйти в монастырь? Что, по вашему мнению, руководит этими людьми? Является ли монастырь символом неудавшейся жизни, попыткой бегства от неразрешимых проблем и отчаяния, или это один из способов найти себя, а может, желание умереть в "ангельском образе"?

3.Считаете ли вы , что монастырь-это "ангельское место", обитатели которого служат Богу , или скорее

это царство тиранического произвола настоятеля или настоятельницы,

авторитарно управляющих своими подчинёнными?

4. Вам приходилось встречаться с людьми, которых можно бы было назвать прозорливыми старцами ? обращались ли вы к их помощи?

5. Каким вы представляете будущее Православного монашества и старчества?

 

Перейти на