Весть о Царстве Божьем. Три притчи о "вхождении" в Царство
...ДРУГОЙ ПОДХОД...
Исследователи, не признающие божественность Иисуса Христа, пытаются понять, какую роль сыграл Иоанн в формировании модели поведения Иисуса в начале его проповеднической деятельности.
…Иисус
был подражателем Иоанна, по крайней мере, в течение нескольких недель.
Крещение получило благодаря Иоанну большую важность; Иисус счел себя
обязанным поступать подобно ему: он крестился, и крестились также его
ученики. Превосходство Иоанна было слишком бесспорно, для того чтобы
Иисус, ещё не пользовавшийся известностью, мог бы подумать вести с ним
борьбу. Он просто хотел окрепнуть в его тени и считал необходимым, для
того чтобы привлечь к себе толпу, употреблять те же самые внешние
средства, которые доставили Иоанну такой удивительный успех. Когда после
заключения Иоанна в темницу Иисус снова начал проповедовать, то первые
слова, которые обычно ему приписывают, были повторением одной из обычных
фраз Крестителя (Мф. 3:2; 4:17)
Согласно
синоптикам контакт между Иисусом и Крестителем ограничился только одним
эпизодом Крещения. В изложении Ев. от Иоанна дело обстоит иначе (Ин. 1:26-31).
Там говорится об Иисусе как о человеке, не известном многочисленным
последователям Крестителя, и «далее сообщается, что Иисус сам совершал
крещение наряду с Крестителем (Ин. 3:22 — 4:3)… ставя себя, таким образом, на одну ступень с ним, так что они воспринимаются, как соперники (Ин. 3:26)…
… Как бы то ни было, проповедническую деятельность Иисуса и Крестителя
никоим образом нельзя представить как короткую. Легко понять, почему
синоптики сократили период их взаимоотношений, ограничив его эпизодом
Крещения. Традиция по возможности избегала всего, в чём можно было усмотреть уравнивание или даже подчинение Иисуса Крестителю», — пишет библеист и доктор богословия И. Иеремиас.
Ефрем Сирин указывает, что Иисус пришёл к Иоанну, чтобы «крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кто были крещены Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение,
ибо истинное крещение открыто Господом нашим, Который соделал его
свободным от наказаний закона [то есть принимающих крещение освободил от
наказаний закона]»[
Другое противоречие касается признания Иоанном Христа мессией. Согласно наиболее древнему из канонических евангельских текстов — Евангелию от Матфея — сомневающийся Иоанн прислал из темницы двух учеников с запросом: «Ты ли Тот?», тогда как эпизод Крещения рассказывает, что во время него об этом Иоанну уже ясно было дано понять. Существуют мнения, что эпизод с запросом был исключён из Евангелия от Иоанна, чтобы спасти репутацию Крестителя, не решавшегося признать Иисуса избранником Божиим...попытки построить наиболее правдоподобную теорию о его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем (историчность которого не отрицается), в любом случае, на данный момент остаются только недоказуемыми теориями.