Deutsch

Коммунизм и справедливость

08.01.19 07:08
Re: Коммунизм и справедливость
 
Иволгин знакомое лицо

Русский коммунизм( автор А. А. Зиновьев)

юность реального коммунизма. после урагана разоблачений ужасов сталинского периода, который (ураган) начался со знаменитого доклада хрущёва на хх съезде кпсс (1956 год) и достиг апогея с появлением не менее знаменитого «архипелага гулаг» солженицына, прочно утвердилось представление о сталинском периоде как о периоде злодейства, как о чёрном провале в русской истории, а о самом сталине — как о самом злодейском злодее изо всех злодеев в человеческой истории. в результате теперь в качестве истины принимается лишь разоблачение язв сталинизма и дефектов его вдохновителя. попытки же более или менее объективно высказаться об этом периоде и о личности сталина расцениваются как апологетика сталинизма. и все же я рискну отступить от разоблачительной линии и высказаться в защиту… нет, не сталина и сталинизма, а лишь права на объективное их понимание. рассматривать сталинскую эпоху как эпоху преступную есть грубое смешение понятий. понятие преступности есть понятие юридическое или моральное, но не историческое и не социологическое. оно по самому своему смыслу неприменимо к историческим эпохам, к обществам, к целым народам. сталинская эпоха была трагической и страшной эпохой. в ней совершались бесчисленные преступления. но сама она как целое не была преступлением и не является преступным общество, сложившееся в эту эпоху, каким бы плохим оно ни казалось с чьей-то точки зрения. трагичность сталинской эпохи состояла в том, что в тех исторических условиях сталинизм был закономерным продуктом великой революции и единственным способом для нового общества выжить и отстоять право на существование. трагичность сталинской эпохи состояла в том, что она похоронила надежды на идеологический земной рай, построив этот рай на самом деле. понять историческую эпоху такого масштаба, как сталинская, — это значит понять сущность того нового общественного организма, который созревал в ней. для этого её надо брать как нечто единое целое и рассматривать объективно. но именно это, казалось бы простое и естественное, требование понимания не соблюдается. во всех сочинениях на эту тему, с которыми мне приходилось иметь дело, обычно выделяется какой-то один аспект исторического процесса, раздувается сверх всякой меры и изображается с тем или иным пристрастием. целостность и сложность процесса исчезает, получается односторонне ложная его картина. поверхностное и чисто фактологическое описание скрывает суть эпохи. все то, что происходило в массе населения, т.е. основной поток истории, вообще не принимается во внимание или затрагивается лишь в ничтожной мере и как нечто второстепенное. потому сталинизм представляется как всего лишь обман и насилие, тогда как в основе своей он был добровольным творчеством многомиллионных масс людей, лишь организуемых в единый поток посредством обмана и насилия среди прочих средств. если хотите понять основу сталинизма, проделайте самое примитивное социологическое исследование. выберите характерный район с населением хотя бы один миллион и изучите его хотя бы по таким показателям: численность населения, его социальный состав, профессии, имущественное положение, образованность, культура, число и тип репрессированных, передвижения людей, вертикальная динамика населения (карьера) и т.п. сделать это надо по годам. вы увидите, что репрессии и другие негативные факторы в то время играли не такую уж огромную роль, какую им теперь приписывают разоблачители. и роль их была в значительной мере не той, как кажется теперь. вы увидите, что главным в ту эпоху было нечто позитивное, а не негативное. на ту эпоху ведь можно смотреть не только глазами пострадавших, как принято теперь, но и глазами преуспевших, а их было неизмеримо больше, чем первых.

 

Перейти на