Diselfahrer
ДИЗЕЛЬ ИЗГНАН С АВТОБАНА
Административный суд в Гельзенкирхене (федеральная земля Северный
Рейн-Вестфалия) постановил ограничить движение дизельных автомобилей в
двух городах региона – Гельзенкирхене и Эссене, удовлетворив очередной
иск экологической организации Deutsche Umwelthilfe (DUH). Если в первом
городе запрет коснётся только одной улицы, то во втором – достаточно
длинного участка внутригородского автобана А40, соединяющего Дортмунд и
Дуйсбург и тянущегося дальше к границе с Нидерландами. Участок между
Дортмундом и Дуйсбургом вместе с трассой федерального значения В1 в
городской черте Дортмунда формируют «Рурский скоростной путь»
(Ruhrschnellweg) – наиболее напряжённую транспортную артерию Германии,
ежедневно пропускающую свыше 100 тысяч машин. Экстремальная нагрузка,
обилие населённых пунктов и съездов с автобана – причина долгих
транспортных заторов: А40 и окрестности – в числе европейских лидеров по
частоте, кило- и хронометражу пробок.
Юрген Реш (Jürgen Resch), руководитель DUH, считает решение суда по А40
«историческим». Это первый прецедент, когда под запрет для проезда машин
с дизельными двигателями попал участок автобана. В целом с 1 июля 2019 в
Эссене будет ограничено движение в 18 из 50 районов города. Ранее
экологи из Deutsche Umwelthilfe добились ограничения движения дизельных
автомобилей в Ахене, Берлине, Бонне, Гамбурге, Кёльне, Майнце, Штутгарте
и Франкфурте-на-Майне. В конце ноября аналогичный вопрос будет
рассматриваться в Дармштадте, в конце декабря – в Висбадене.
Правительство в попытках не допустить массовые запреты дизельных машин
внесло изменения в закон «О защите окружающей среды от различных вредных
воздействий» (Bundesimmissionsschutzgesetz). Внесённые поправки
подразумевают, что движение дизельных автомобилей не может быть
запрещено в городах, где среднегодовая концентрация диоксида азота (NO₂)
в воздухе не превышает отметку в 50 микрограммов на кубический метр.
Нормы Евросоюза предусматривают максимальную величину в 40 микрограммов
на кубический метр. Deutsche Umwelthilfe считает поправки
противоречащими европейскому законодательству, правительство ссылается
на то, что речь идёт не о систематических, а о кратковременных
превышениях.
Кроме того, известно, что немецкие нормы замеров вредных выбросов
опережают европейские: измерительные станции в Германии установлены
значительно ближе к источнику выхлопов – транспортному потоку и
дорожному полотну, чем в других европейских государствах. Позволяет ли
всё это повысить норму содержания NO₂ в воздухе на четверть?
Уже введённые запреты отменены не будут: лоббисты экологических
организаций в настоящий момент оказались упорнее и успешнее, чем
лоббисты автомобильной индустрии. Ответственности с производителей,
махинации которых с вредными выбросами привели к дизельному кризису, на
словах никто не снимает. На деле призывы обновить автопарк, массово
покупая новые, предположительно «чистые», с точки зрения экологии,
автомобили взамен «грязных» старых – не что иное, как конъюнктурная
программа поддержки автопроизводителей. В дебатах о благотворном для
экологии возвращении от солярки к бензину нередко забывают о другом
компоненте выхлопов, диоксиде углерода (CO₂), выбросы которого у
бензиновых двигателей превышают дизельные. Идеальной концепции,
совмещающей заботу о чистом воздухе с неограниченной индивидуальной
мобильностью, нет ни у правительства, ни у экологов, ни у
машиностроителей. А главными проигравшими в «битве за дизель»
по-прежнему остаются немецкие покупатели машин с дизельными моторами,
отдававшие за них большие деньги, поверившие в рассказы об
экологичности, а главное, убеждённые, что приобретают соответствующее
всем требованиям закона транспортное средство.
№ 47, 2018. Дата публикации: 23.11.2018