Deutsch
Germany.ruФорумы → Архив Досок→ Читальня

​ Сталинская Ходынка…

27.03.18 21:11
Re: ​ Сталинская Ходынка…
 
POZITIVlaif посетитель
POZITIVlaif

Проблему свободы и рабства нельзя рассматривать однобоко и поверхностно.

Эта проблема гораздо глубже.


Николай Бердяев прекрасно рассматривал в своих философских опытах вопросы свободы.

Отрывок из его работы «О рабстве и свободе человека» не даст полного раскрытия темы

(c точки зрения этого философа),но всё же обозначит контуры, которые затем при желании

можно будет изучить, прочтя всю работу:


«Личность в человеке не может быть социализирована. Социализация человека лишь частична

и не распространяется на глубину личности, на её совесть, на её отношение к источнику жизни.

Социализация, распространённая на глубину существования, на духовную жизнь, есть торжество

das Man, социальной обыденности, тирания средне-общего над лично-индивидуальным.

Поэтому принцип личности должен стать принципом социальной организации, которая не будет

допускать социализацию внутреннего существования человека. Личность не может быть поставлена

и под знаком служения «общему благу». Общее благо прикрывало многие тирании и рабства.

Служение общему благу, т. е. чему-то не имеющему своего существования, есть лишь беспомощное,

сокращенное, отвлеченное служение благу ближнего, каждого конкретного существа. Это значит лишь,

что в объективированном мире человек поставлен под знак математического числа. Примат личности

трагичен в человеке, ибо человек заключает в себе и не личное и это не личное восстает в человеке

против того, что осуществление личности возможно лишь через противоречие и разрывы.

Источник рабства — объектность. Объективация всегда есть образование господства, противоречащего

достоинству личности. Именно в объективации, экстериоризации, отчуждении человеческой природы

человек попадает во власть воли к могуществу, денег, жажды наслаждений, славы

и пр., разрушающих личность.»


Das Man — термин, предложенный М. Хайдеггером (в работе «Бытие и время») и обозначающий,

как писал сам философ, «субъекта повседневности, предписывающего ей способ бытия». Это «усредненное»,

«выравненное» бытие, где человек обезличивается, теряет свою подлинность и ориентируется в своих

действиях лишь на окружающих («поступает, как все»).(c)

 

Перейти на