Deutsch

Евреям чужого обряда

09.01.18 18:27
Re: Евреям чужого обряда
 
Nokia постоялец
Nokia
в ответ Nokia 09.12.17 19:24

Можно ли пользоваться нееврейскими датами?


Использование нееврейского летосчисления

Проблема с использованием нееврейского года, в основном, заключается в том, что это, возможно, является «следованием обычаям неевреев», что запрещено Торой (Ваикра 18:3; Рамбам, Ильхот Авода Зара 11:1, 3; Шулхан Орух, Йорэ Дэа 178:1). Существуют различные мнения о том, в каких именно областях деятельности это запрещено. Но все согласны, что запрет касается любых обычаев, связанных с идолопоклонством, прелюбодеянием, или обычаев, не имеющих логического обоснования. Соответственно, на первый взгляд, использование нееврейского летосчисления запрещено, т.к. считается, что неевреи ведут летосчисление от рождения своего «божества».


При этом стоит заметить: согласно информации, которая приводится в Талмуде, «тот человек» жил гораздо раньше того времени, с которого народы начинают свое летосчисление. Соответственно, это летосчисление не связано с рождением их «божества» (Рав Овадья Йосеф в своем респонсе Йабиа Омер, Йорэ Дэа 3:9 досконально разбирает этот вопрос).

Кроме того, как было сказано, запрет не распространяется на обычаи, которые имеют логическое обоснование (Маhарик 88, Рамо 178:1). Поэтому, например, еврейскому врачу будет разрешено носить белый халат, хотя так поступают неевреи. Ведь это делается ради обеспечения стерильности, а не для того, чтобы уподобиться неевреям. С этой точки зрения — можно использовать нееврейские дату, т.к. это наиболее распространенный способ летосчисления, такая дата известна всем, что значительно облегчает деловое общение. Ее используют не с целью упомянуть имя «божества» (Респонс Циц Элиэзер 8:18, Йабиа Омер 3:9, см. также Тшувот вэ-анhагот 1:830).


Использование названий нееврейских месяцев

Интересно, что в Торе не упоминаются названия еврейских месяцев, принятых сегодня. Месяцы называются «первый», «второй» и т.д., начиная с Нисана — месяца Исхода из Египта. Исход принимается за точку отсчета. Рамбан (к Шмот 12:2) объясняет, что так каждый раз, упоминая месяц, мы упоминаем и великое чудо Исхода. Так же, как называя дни недели — йом ришон, шени (первый, второй) и т.д., — мы утверждаем святость седьмого, субботнего дня. Отсчет ведется от субботы. Отсчитывать месяцы именно так — первая заповедь, полученная евреями в качестве народа, а не отдельных индивидов.

Рамбан объясняет также происхождение названий еврейских месяцев, принятые сегодня: Нисан, Ияр, Сиван и т.д. Это вавилонские названия, которые мудрецы постановили использовать после возвращения из Вавилонского изгнания — в память о том, что Всевышний избавил нас и от этой напасти. Таким образом, употребляя традиционные названия еврейских месяцев, мы упоминаем как Исход из Египта, так и возвращение из Вавилонского изгнания.

Поэтому некоторые галахические авторитеты утверждают, что называть нееврейские месяцы по их порядковым номерам — значит нарушать запрет, поскольку в этом случае отсчет начинается с января, а не с Нисана (Лехем а-паним на Кицур Шулхан Арух 62:1; Хатам Софер, Торат Моше, глава Бо; Беэр Моше 2:18:5).

Другие спорят с этим и утверждают, что этот запрет актуален, только когда освящают новый месяц (Биньян Шломо, Орах Хаим 22). Кроме того, некоторые считают, что поскольку отсчет нееврейских месяцев ведется в соответствии с периодом обращения Солнца (в то время как отсчет еврейских месяцев ведется в соответствии с периодом обращения Луны), использование названий нееврейских месяцев не будет нарушением, ведь по лунному календарю Нисан так и остается первым месяцем (Тшувот вэ-анhагот 1:830).


Заключение

Итак, существуют веские основания разрешить использование нееврейских дат. Но все галахические авторитеты полагают, что использовать их следует только при необходимости, например, в банковских или государственных документах, при подписании чеков, переписке с неевреями и т.п. В Земле Израиля на государственном уровне разрешено использование еврейских дат в официальных документах.

Те, кто хочет устрожить для себя соблюдение закона, могут рядом с нееврейской датой указать еврейскую, или, например, добавить после нееврейской даты слова «по их летосчислению», или написать год не полностью — 14 вместо 2014 (респонс Беэр Моше 2:18).

Обозначая месяц, лучше использовать название месяца, а не его порядковый номер, когда есть такая возможность, например, «1 Февраля», а не «01/02» (респонс Йабиа Омер 3:9, Гинзей Йосеф 106).

Один из старейших пользователей germany.ru. В גלות אדום
 

Перейти на