Deutsch

Евреям чужого обряда

05.11.17 17:01
Re: Евреям чужого обряда
 
Nokia постоялец
Nokia
в ответ Nokia 19.10.17 17:13

И завет Его с Израилем – ради устной Торы


Сегодня всем желающим доступна записанная часть Торы. Точнее, поверхностно доступна. Известна претензия христиан, что письменная Тора принадлежит им. Более того, они называют себя «новый Израиль». И именно в силу этого обстоятельства Завет Всевышнего с нашим народом, в первую очередь, проявляется в той части Торы, на которую у других народов даже теоретически не может быть никаких претензий. В Талмуде в трактате Гитин (60б) приводится стих из книги Ошеа (8:12) в следующем понимании: «Напишу Я вам большую часть Моей Торы… как чужаки будете считаться». Что это означает? В Гемаре далее приводятся слова раби Йоханана, который сказал, что большая часть Торы – устная, а меньшая – письменная. Далее приведено еще одно высказывание раби Йоханана: «И завет Его с Израилем – ради устной Торы».

И, согласно объяснению мидраша (приведен в Тосафот, Гитин, 60б), на это намекает стих из книги пророка Ошеа. Именно из-за претензий народов мира на письменную Тору, завет Всевышнего с нашим народом основан на Торе устной, как сказано в книге «Зоар»: «Всевышний, Тора и Израиль едины». И как раз в этом заключается брит(завет).


Брит – это (в вольной трактовке) единение. Есть понятие, которое довольно часто понимают неправильно – брит нисуин (брачный союз). Что оно означает? Рамбан в комментарии к книге Берешит (1:27) говорит, что Адам и Хава, только будучи вместе, назывались человеком. Также говорится, что Адам и Хава стали единой плотью. Брит – это не партнерство, а полное единение. Именно поэтому считается, что «жена человека – как он сам». Рамбан объясняет, что стих Торы (Берешит, 2:24): «И станут они единой плотью» и говорит о настоящем брит нисуин.


Раши объясняет приведенное в Торе понятие брит бейн а-бтарим: «союз, заключенный между частями рассеченных животных». Это был первый завет, заключенный между Всевышним и Авраамом. По объяснению Раши, рассечение животных символизирует то, что участники завета – это две половины целого. Как это понять? Мы называем Тору заветом между нами и Всевышним. Этот завет делает нас частью единого целого с Ним. Более того, наши мудрецы, как известно, сравнивали получение Торы на Синае с хупой: Всевышний предстает женихом, а наш народ – невестой.


Таким образом, наша святая Тора – это то, что объединяет нас со Всевышним в единое целое. А основой этого объединения является именно устная Тора. Об этом говорит Талмуд в трактате Гитин.

Как известно, в брачном союзе нет места третьему. И устная Тора – это наш союз с Всевышним, на место в котором народы мира даже претендовать не могут. Нужно понять, что устная Тора – это не некоторое знание Мишны периода до ее записи. Она гораздо более глубока. Это постижение нашим разумом и сердцем корней алахи, углубленное понимание смысла законов и их источника. Эта часть Торы всегда остается устной. Записать можно многое, но понимание смысла – это то, что человек удостаивается получить от своих учителей в устной форме. И не просто получить, а работать над этим, день за днем углубляясь в материал, как сказано в Пиркей Авот (6:4): «Таков путь [постижения] Торы: хлеб с солью ешь, и [даже] воду пей в меру, и спи на голой земле, и пусть жизнь твоя будет со страданиями, но трудись над изучением Торы. И если ты поступаешь так, то хорош удел твой и благо тебе: хорош удел твой в этом мире, и благо тебе – в мире будущем».


Поступки отцов – знак для сыновей

Во времена праотцев друг другу противостояли Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эсав в борьбе за наследие отцов. Ишмаэль претендовал на наследие Авраама, Эсав – на благословение Ицхака. Наши великие праматери Сара и Ривка отдалили от нас этих «сонаследников». Если бы праматери не вмешались, наследие бы было употреблено для злых дел.

Спор о наследии праотцев продолжается до сегодняшнего дня. У происходящего сейчас в Земле Израиля глубокие корни. Основа наследия наших отцов – это не сама Эрец Исраэль. Эрец Исраэль – это «дом», где наилучшим образом осуществляется наш «брачный союз» с Творцом. Точно так же дом – это место осуществления брачного союза молодой пары. Но сам этот союз для нашего народа состоит в связи со Всевышним через Его Тору. И на участие в этом союзе пытаются претендовать Ишмаэль и Эсав. Они претендуют на то, чтобы в той или иной степени считаться «новым Израилем», получившим духовное наследие наших праотцев, и оспаривают наше право на это наследие.

Что можно этому противопоставить? То, что названо в нашей мишне «трудом над Торой». Речь об истинном труде, когда Тора становится частью нас самих: души и тела, а также наших поступков. И об этом сказано: «Мы освящаемся Торой со всех сторон». Для нас Тора – это вещь не внешняя, а внутренняя. Укрепление завета Торы – это то, что мы можем противопоставить всем претензиям на наследие праотцев. И это – наша основная борьба сегодня.

Об исполнении этого завета сказано «хорош удел твой в этом мире». Близость и единение с Творцом наполняют наше земное бытие светом Торы, радостью жизни и весельем.

Один из старейших пользователей germany.ru. В גלות אדום
 

Перейти на