Deutsch

ОТО и СТО: pro & contra

16.10.25 11:33
Re: ОТО и СТО: pro & contra
 
Борис Демидович постоялец
в ответ somm 1 15.10.25 19:24, Последний раз изменено 16.10.25 11:35 (Борис Демидович)
Никто там ничего не понимает.

Нет, они понимают. Мы же получили объяснение от Семихатова и status quo. Если перевести его на рабоче-крестьянский, то оно звучит так.


В микромире нельзя отделить объект от наблюдения.
Пока ты не измеряешь, у электрона нет определённого положения, есть распределение вероятности найти электрон в каждой точке пространства.

Когда вы говорите про электрон в двух местах одновременно, то это частный случай в опыте с двумя щелями. На самом деле мест бесконечно много.
Если ты создашь установку, в которой электрон может пойти по тысяче разных маршрутов, то обнаружить электрон можно в тысяче разных мест.
Таким образом мы получаем тысячи возможных реальностей. Бесчисленные копии Вселенной, каждое мгновение рождающиеся заново.

Это и есть многомировая интерпретация Эверетта. Фильм "Назад в будущее" пытается объяснить эту идею простыми словами, доступными каждому.


Теория Эверетта устраняет один парадокс (коллапс), но создаёт другой - избыточность реальностей. Где все эти миры?


Тут дилемма:
- либо принять "магический" коллапс волновой функции (который никто не знает, как описать физически),
- либо принять, что всё сохраняется, и тогда реальность многомерна.
То есть противоречие не в самой теории, а в нашем человеческом восприятии единственности мира.


Зурек предложил, что привычная "классическая реальность" возникает из квантового хаоса не из-за коллапса, а из-за взаимодействия системы с окружением.
Когда электрон (или любая микросистема) вступает в контакт с миллиардами частиц среды (фотонами, атомами воздуха, стенками прибора) информация о его квантовой фазе быстро рассеивается.
Интерференция между различными состояниями исчезает, и наблюдатель видит лишь одно из них.

Нам кажется, что волна "схлопнулась", но на самом деле она просто разделилась на части, которые больше не пересекаются.


Это решает старый парадокс наблюдателя: не нужно никакого сознания, чтобы выбрать исход.
Декогеренция делает выбор автоматически.
Однако у этой картины есть существенный недостаток.


Декогеренция не объясняет, почему именно данная ветвь мира воспринимается как настоящая.
Она показывает как суперпозиция распадается на статистически независимые компоненты, но не говорит почему мы наблюдаем только одну из них.
С математической точки зрения, все они продолжают существовать в составе общей волновой функции, но уже не взаимодействуют.
То есть декогеренция устраняет проблему коллапса, но не отвечает на вопрос о природе реальности:
мы живём в одной ветви или сразу во всех?


Однако работа Страсберга и сотоварищей показывает, что множественность реальностей не обязательно произвольная философская гипотеза.
Если рассматривать Вселенную как одну гигантскую квантовую систему, то разные "ветви" это просто естественные, самопроизвольно возникающие декогерентные истории, которые перестают взаимодействовать друг с другом из-за внутренней динамики самой системы.
Авторы численно показали, что даже без внешнего наблюдателя, без "коллапса" и без апелляции к сознанию, квантовая эволюция сама выбирает устойчивые, почти классические траектории - такие, между которыми интерференция экспоненциально подавляется.


Это значит, что разветвление мира не нуждается в мистике: оно не продукт субъективного наблюдения, а объективное следствие квантовой динамики.
То, что мы называем "одной реальностью", есть лишь одна из множества устойчивых ветвей, ставших независимыми в результате декогеренции.


Так что вопрос "где все эти миры?" можно переформулировать:
они не исчезают и не рождаются заново каждое мгновение,
они существуют внутри общей волновой ткани Вселенной,
но перестают перекликаться между собой, теряя возможность интерферировать.


В этом смысле многомировая интерпретация не метафора, а естественное описание того, как квантовая непрерывность превращается в классическое многообразие событий, из которых каждое мы воспринимаем как единственную "реальность".


Тут сразу возникает множество философских и правовых вопросов. Есть ли в таком случае свобода воли? Ведь мы оказались в этой ветви случайно. Если все ветви существуют, где место выбору?


Ведь в многомировой интерпретации все возможные исходы уже реализованы.
То есть, когда ты выбираешь "налить чай или кофе",
в одной ветви ты наливаешь чай,
в другой кофе.


На уровне всей волновой функции Вселенной нет случайности и нет выбора:
всё развивается строго по детерминированному уравнению Шрёдингера.
Поэтому многие говорят, что свобода воли здесь превращается в иллюзию субъективного нахождения в одной из ветвей.
Мы просто "просыпаемся" в той ветви, где за нас сделали один из возможных выборов.

 

Перейти на