русский
Germany.ruForen → Архив Досок→ Wer will alles wissen?

Про изменение скорости света

18.05.16 11:46
Re: Про изменение скорости света
 
wpiter знакомое лицо
wpiter
in Antwort wpiter 18.05.16 11:44, Zuletzt geändert 18.05.16 11:47 (wpiter)

ДНИ ФИЛОСОФИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ – 2015

Философия в Петербурге: вчера, сегодня, завтра

Роль «любительской», или «самодеятельной» философии в эпоху постиндустриального развития общества.

Ущеко Вячеслав

2015 год

Изменение в мировоззренческом осознании мира происходят всегда, и остановки процессу не видно. Всякие изменения в мировоззрении приводят к появлению новой концепции развития сообщества, выделению конкретных характерных признаков существующего этапа развития сообщества. Характеристика современного этапа эволюции сообщества связана с развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Это в свою очередь явилось результатом технической и технологической революции в двадцатом веке. Практически к концу 20 века, родилась новая наука, - информатика. Термин «информатика» появился в 1959 году в научном журналеCommunications of the ACM (1).

Информатика— наукао методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информациис применением компьютерных технологий. В СССР, основы информатики как науки были изложены в книге «Основы научной информации» 1965 года (переиздана в 1968 году под названием «Основы информатики»(2).) В связи с появлением новой науки, появилась и возможность осознания философии, в информационном плане. Такой возможности до 60-х годов 20 века просто не существовало.

Именно в конце 20 века, человечество вступило в стадию эволюции, получившую название постиндустриальное или информационное общество, и тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.М.Маклюэна, выраженный фразой, - смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий, - получил новое подтверждение.

В книге «Галактика Гутенберга», Маклюэн дает ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии, преимущественно, письменность и книгопечатание(а в современном мире компьютерные технологии, Интернет и системы связи. Прим. Автора.), влияют на организацию когнитивныхпроцессов в обществе (3).

Но само по себе понимания роли информации, не ограничивается пониманием только смены эпохи в социальном плане, или классификации этапа развития человечества, как качественной оценки. Количество самой разнообразной информации, получаемой человеком при взрывном росте коммуникационных технологий, следует открытому в 60-х годах 20 века закону Мура, - количество транзисторов на одном и том же кристалле, удваивается примерно каждые 2 года(4).

Рост информационных потоков, так же продолжает следовать этому закону по причине развития систем связи, прежде всего прокладке оптических линий, высокочастотной, сотовой и спутниковой связи. И тут, в ближайшее 10 – 15 лет, не выявлено сколь угодно малых изменений тенденций, интенсивность информационных потоков будет возрастать по логарифмической шкале и дальше. Хотя, на рубеже 4 десятилетия 21 века, по некоторым оценкам возможно замедление степени роста этих потоков из-за ограничения развития технических средств, прежде всего из-за замедления роста скорости передачи информации. Для понимания роли роста количества информации, в мире, нужно переосмыслить роль философии, как науки, и до появления понимания роста информационных потоков, это было невозможно сделать.

Философияособая форма познаниямира, Философия включает в себя множество предметных областей. Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биологияи другие.

При этом, сама по себе философия включает в себя и логику, и метафизику, теорию познания, - и прочие дисциплины, именно из философии происходят все остальные науки, то есть философия проводник, «поводырь» всех наук. Это понимание философии является достоянием исторического исследования роли и места, занимаемого философией.

Это просматривается и в древнем мире, в золотом веке философии, когда попросту не существовало других наук, это просматривается и ныне, именно там, где наука не дает ответы, там философия осмысливает непонятную информацию, пример, - квантовая теория, да и сама философия математики.

Анализ роли и места философии, с учетом идей информатики, приводит к удивительному открытию, - философия отлично работает там, где существует огромные пласты неформализованной, необработанной и не осмысленной никакими науками, не ставшей достоянием каких-то правил информации. Там, где нет еще однозначной и точной методологической парадигмы, как частного способа применений общих правил бытия

Но исходя из анализа современного развития человечества, как информационного развития, постиндустриального, «взрывного» засилья всевозможной не поддающейся никакому учету информации, - «золотой век философии» снова вернулся.

Конечно, нынешняя эпоха несколько отлична от эпохи «золотого века» философии. Но мы четко просматриваем параллели. В исторически давние времена люди видели много событий (полученная информация), но не могли ее классифицировать, формализовать, правильно распределить по повторяющимся правилам, законам. Сейчас это во многом существует, однако количество самой информации на много порядков выше того, что получали люди в былые века, «прикладные» науки, коими в данном контексте можно считать и физику, и химию, да и саму математику( и все другие), как исполнители функции сохранения накопленных знаний, не справляются с экспоненциальным ростом информации. И попросту игнорируют ее, и не только, происходит отторжение многих информационных потоков, так как некоторая информация идет в разрез с установленными мировоззренческими парадигмами.

Прогноз дальнейшего роста информационного развития, которое происходит благодаря телекоммуникационным технологиям, достаточно показателен, в плане наличия замедления количества информации получаемый и обрабатываемый человечеством. Некоторое уменьшение скорости такого роста, может проявиться только через 15 – 20 лет, по чисто техническим причинам. И это только уменьшение скорости прироста количества информации, а не абсолютной ее величины.

Все это говорит однозначно в пользу всеобщей науки всех наук, - философии. В нынешнем веке, только она способна формализовать растущий поток информации, разделить ее на подпотоки, распределить их по форме, методам, значению, и только на основе таких действий способствовать появлению новых научных направлений и модернизации «старых». При этом философия способствует согласованию появляющихся парадигм с уже существующими, определению их места в поле научных знаний.

Роль «Любительской», или «самодеятельной» философии, обусловлена главными отличительными чертами «профессионализма» от «любительства».

Это исходит именно из понимания термина «профессионал», как того, кто получает деньги за работу. Отсюда и все истекающие отрицательные моменты в «профессиональной» науке, и преимущества «самодеятельной».

Пример – комиссия по борьбе с лженаукой, - создана по причине недовольства учением о торсионных полях Шипова - Акимова официальными статусными учеными. Ученые, работающие над торсионными полями, получили финансирование от силовых структур на исследования, минуя одобрения соответствующих структур в научном поле. И именно это и явилось поводом развязывания борьбы, против ухода финансовых средств, на неодобряемые «официальными» структурами теории, не приносящие этим официальным лицам грантов, на исследование их собственных идей.

«…основным направлением деятельности комиссии является экспертиза теорий и разработок, претендующих на государственное финансирование, с целью исключения возможности получения шарлатанами и фальсификаторами финансирования из государственного бюджета.» (5)

Здесь просматривается общеэволюционный момент. Любая система, или биологическая, или в данном случае, структура являющаяся частью функционирующего строя, ведет борьбу за существование, что означает подавление конкурентов в частном случае. Но в эпоху взрывного роста информационных потоков, данный момент ничего кроме вреда не приносит, и сама борьба с лженаукой становится формой проявления лженауки.

Это очевидно из задач, сформулированных комитетом -

«2.5. Содействие в организации и проведении государственной экспертизы новых проектов народнохозяйственного и военного назначения, основанных на фундаментальных законах природы.» (6)

Сразу заложено определение «фундаментальные законы природы», подразумеваются те, коими законами считают сотрудники этой комиссии. Почему же это так плохо в эпоху роста информационных потоков?

Здесь нужно рассмотреть законы появления новых идей вообще, и конкретных новых теорий в частности.

Новые теории имеют сходство с новорожденным, но с малым ребенком имеет сходство и взрослый умственно отсталый, больной человек. На этом сходстве, любой «серьезный» ученый отстраняется от всего, что может повредить карьере, повредить получению денег. Новая теория, обладающая незаконченностью и новизной не будет развиваться «официальной наукой». Таким образом, структурам уже получающим финансирование, и претендующим на право распределения фундаментальный - нефундаментальный закон, создание и развитие нового закона просто не предусмотрено, они ведут работу только на уже известных закономерностях, и отрицают проявление новых законов. Это одна из формальных задач науки, - сохранение науки, сохранение знаний, и научные комиссии призваны сохранять и оберегать прежде всего науку.

Но эта задача, возведенная для ограничения, и устранения вообще любых информационных потоков, которые не могут быть формализованы, и обработаны, является противоположностью, не проявлением науки, а проявлением одной из стадии мракобесия, - то есть попытки остановить процесс познания. И вместо изучения происходящих событий, создается комиссия по остановке этого процесса, хотя и под знаменем борьбы за чистоту и красоту науки. В былые времена, святая инквизиция уже поднимала такое знамя.

Кроме некоторого детского возраста любой новой теории, когда она еще слаба, несерьезна, проигрывает неверным в мировоззренческом плане теориям в предсказательном плане, в официальной науке существует закон, который можно назвать «синдром Гаусса».

Доказательство непротиворечивости геометрии Лобачевского появилось спустя 50 лет, после публикации. И главным образом интерес появился благодаря опубликованию писем Гаусса, что и вызвало исследования, и привело к созданию ТО.

Гаусс, в письме Бесселю в 1829 году писал: «Вероятно, я еще не скоро смогу обработать свои пространные исследования по этому вопросу, чтобы их можно было опубликовать. Возможно даже, что я не решусь на это во всю свою жизнь, потому что боюсь крика беотийцев, который поднимется, когда я выскажу свои воззрения целиком» (7).

Об этом синдроме, знают и современные ученые, советуют своим ученикам не заниматься чем либо «глобальным», поворотным, и неизведанным. А работать над давно известными, и опубликованными данными, несколько видоизменяя акцент восприятия. На прямой вопрос, что они не советуют по сути дела заниматься наукой, - они отвечают утвердительно.

Лобачевский, не боялся публиковать свою геометрию, и притом, за свои деньги, «альтернативно» но при его жизни, работы по неевклидовой геометрии не заслужили внимания, а только критику именно типа «крика беотийцев», и это исторический факт.

В этой связи показательно выглядит феномен Эйнштейна. В начале 20 века уже сложилось понимание роли и возможностей неевклидовых геометрий, и их обобщений, теория относительности была, хотя и в немного в разных модификациях разработана многими статусными учеными. Однако, все боялись крика тех беотийцев, которые могли испортить карьеру, все ждали человека, который по наивности и молодости этого не знал. Чтобы именно его клевали, а статусные ученые, без всякой боязни ссылались бы на работы этого человека. Этим человеком и оказался Эйнштейн, в 26 лет, клерк из патентного бюро, опубликовал работу «К электродинамике движущихся тел»(8). Неожиданно, для статусных ученых того времени, среди которых был и Лоренц, работа Эйнштейна была принята в качестве основополагающей работы теоретиков. Ничего другого не оставалось, как выдумать миф о сверх гениальности Эйнштейна. Чтобы оправдывать вал ссылок на эту, и другие его работы. А вот распространенный тезис о том, что и без Эйнштейна кто либо опубликовал бы похожую работу, - выглядит неверным. Ни через год, ни через 10 лет, статусный ученый, знающий о синдроме Гаусса, не стал бы идти на риск потери статуса «серьезного» ученого.

Все это говорит только о том, что работать над действительно фундаментальными научными проблемами, и публиковать их, может только человек, не связанный финансовой зависимостью от статусных ученых, то есть самодеятельный ученый, любитель. Он не боится «терять» лицо, не боится рисковать карьерой ученого, он способен пройти путь «детского возраста» идей, когда статусный, профессиональный ученый, не желая терять денежное довольствие, приходит в лагерь «беотийцев», чтобы уничтожать возможности новых направлений в зародыше. Ибо переписывая труды своего статусного учителя, он получает плату из его рук, за поддержку разработок учителя, и создания собственной карьеры в науке путем простой перестановки слов в трудах учителя.

Поэтому только самодеятельная философия имеет огромные преимущества, и способна привести к открытиям в условиях информационного взрыва.

Ссылки:

2)Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Основы информатики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1968.

 

Sprung zu