Вход на сайт
Основная причина
3265 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ AlexM77 04.11.13 19:35
Это сложная тема, как и соотношение заявленных и реальных побед асов. Но даже со всеми оговорками счета немецких асов будут намного выше, чем советских, да и "коэффициент приписок" у немцев, думаю, не выше, чем у советских летчиков (как минимум). Причин много: превосходство в тактике и матчасти в первые месяцы войны, резкое падение качества подготовки летчиков в военное время (в среднем, ибо менялось в ходе войны, плюс, даже в наборах курсантов одного года могло быть разным). Плюс, разная "заточенность" применения истребителей: основным видом боевой работы советских истребителей было сопровождение бомберов и штурмовиков, что сильно сковывало инициативу.
Матчасть была тоже не ахти - года до 43го в лучшем случае еле дотягивали по нескольким параметрам до немецкого уровня, в 44м ситуация стала примерно равной. Самолеты же начала войны - обнять и плакать, что "яки", что "лагги", что "миги". Нет, на них можно было драться и побеждать - если ты имеешь более-менее опыт. Но опыта-то как раз не хватало! Не были освоены "новые типы"! Даже И-16 (особенно последних выпусков) бывал эффективнее "новых типов". "Глючность" ЛаГГа была запредельной - он был предвоенным "чемпионом" по отказам, сбоям и авариям. ЛаГГ был слишком тяжел для своего двигателя, в серии его ЛТХ еще ухудшились. "МиГ" был до высот порядка 4 тыс. м "утюгом" - и по скороподъемности, и по скорости. Плюс, слабое вооружение, к тому же барахлившее. "Як" был хлипковат по конструкции, легко горел, недодавал ЛТХ в серии. Безусловно, были летчики, которые могли грамотно использовать все плюсы машины, но... их было немного.
Решающими факторами были тактика и подготовка, а также руководство действиями авиации. У немцев первые две в среднем были безусловно выше. И интенсивность вылетов тоже. По количеству вылетов на одну реальную победу немецкие и советские _асы_ (подчеркиваю, а НЕ среднестатистические пилоты), думаю, окажутся более-менее сопоставимы, только вот вылетов у немецких асов в разы больше. Про руководство действиями советской истребительной авиации в начальный период войны говорить можно только с горечью и сожалением. Еще можно упомянуть количественный фактор - советских самолетов было много, немецких - мало. Поэтому у немецких пилотов было больше возможностей нарастить "счет".
Советскую бомбардировочную авиацию немцы оценивали невысоко, штурмовую, по большому счету, тоже. Отмечали, конечно, мужество и героизм пилотов, но при этом слабую тактическую подготовку и плохое управление, что сводило результативность к минимуму и приводило к большим потерям.
Есть книга Швабедиссена "Сталинские соколы" с анализом действий советской авиации. В общем и целом она передает картину, хоть и не без завываний.
С учетом всего вышесказанного я не вижу причин удивляться большим счетам немецких асов, ничего сверхъестественного в них нет. Концепция "массовости" в ВВС в конечном итоге себя оправдала с учетом технологических и прочих реалий СССР. Увы - не всегда есть возможность воевать уменьем, иногда приходится числом.
Матчасть была тоже не ахти - года до 43го в лучшем случае еле дотягивали по нескольким параметрам до немецкого уровня, в 44м ситуация стала примерно равной. Самолеты же начала войны - обнять и плакать, что "яки", что "лагги", что "миги". Нет, на них можно было драться и побеждать - если ты имеешь более-менее опыт. Но опыта-то как раз не хватало! Не были освоены "новые типы"! Даже И-16 (особенно последних выпусков) бывал эффективнее "новых типов". "Глючность" ЛаГГа была запредельной - он был предвоенным "чемпионом" по отказам, сбоям и авариям. ЛаГГ был слишком тяжел для своего двигателя, в серии его ЛТХ еще ухудшились. "МиГ" был до высот порядка 4 тыс. м "утюгом" - и по скороподъемности, и по скорости. Плюс, слабое вооружение, к тому же барахлившее. "Як" был хлипковат по конструкции, легко горел, недодавал ЛТХ в серии. Безусловно, были летчики, которые могли грамотно использовать все плюсы машины, но... их было немного.
Решающими факторами были тактика и подготовка, а также руководство действиями авиации. У немцев первые две в среднем были безусловно выше. И интенсивность вылетов тоже. По количеству вылетов на одну реальную победу немецкие и советские _асы_ (подчеркиваю, а НЕ среднестатистические пилоты), думаю, окажутся более-менее сопоставимы, только вот вылетов у немецких асов в разы больше. Про руководство действиями советской истребительной авиации в начальный период войны говорить можно только с горечью и сожалением. Еще можно упомянуть количественный фактор - советских самолетов было много, немецких - мало. Поэтому у немецких пилотов было больше возможностей нарастить "счет".
Советскую бомбардировочную авиацию немцы оценивали невысоко, штурмовую, по большому счету, тоже. Отмечали, конечно, мужество и героизм пилотов, но при этом слабую тактическую подготовку и плохое управление, что сводило результативность к минимуму и приводило к большим потерям.
Есть книга Швабедиссена "Сталинские соколы" с анализом действий советской авиации. В общем и целом она передает картину, хоть и не без завываний.
С учетом всего вышесказанного я не вижу причин удивляться большим счетам немецких асов, ничего сверхъестественного в них нет. Концепция "массовости" в ВВС в конечном итоге себя оправдала с учетом технологических и прочих реалий СССР. Увы - не всегда есть возможность воевать уменьем, иногда приходится числом.
Oh gravity, thou art a heartless bitch! (c) Dr.Cooper