Deutsch
Germany.ruФорумы → Архив Досок→ Формула любви

Таинство энергий

26.01.07 15:31
Таинство энергий
 
Alionchen завсегдатай
Alionchen
Ветка закрыта 27.01.07 11:08 (AlterEgo)

Порождающая таинственная сила Земли выявляется у Шатаны и в сюжете о рождении эпического героя Сослана. Поздняя мифологическая новация облекла в полубытовой эротический эпизод древнейший мифологический сюжет о Священном браке Неба и Земли, с последующим рождением эпического героя (солярного божества). Примечательно, что основа этого сюжета не изменила своей архетипической конструкции и заложенной в ней сакральности. И все потому, что сюжет мифа неподконтролен полностью рассказчику, поскольку его основа не может быть изменена произвольно, воспринимаясь им и его слушателями как сакральная целостность.
Вся эта эпическая цельность и богатый символический слой проявляются в незначительном с виду, но сакральном по сути сюжете о рождении нарта Сослана. ╚Однажды Шатана стирала свои штаны (символ низа. v В. Ц.) и распялила [их] на камне на солнце (символ верха. v В. Ц.).Вот пришел Уастырджи и сказал: ╚Твои штаны куда от меня уйдут?╩ Пошел Уастырджи к штанам, [лежавшим] поверх камня, и [пролил] на них [семя], от этого в утробу камня вошла душа╩.
Нетрудно заметить, что опять повторяется все тот же священный для древнего человека сюжет оплодотворения Матери-земли Отцом-небом. Только теперь вместо склепа и мертвой Дзерассы выступает вещественная ипостась земли v камень* См. связь Шатаны и Уастырджи в сюжете ╚Сын Деденага Ерахцау и нарт Сослан╩ , а небожитель, Уастырджи, прямо связывается с животворящей силой солнечных лучей.
Нелишне будет отметить и то, что священный сюжет происходит возле воды. Шатана, дочь Воды, отождествляется здесь с потоком, силами жизни, порождения и изобилия. В Ведах воды называются материнскими. С водой связана и Ардвисура Анахита v древнеиранская (зороастрийская) Богиня плодородия. Верховный бог Ахура Мазда так и называет ее v ╚своей водой╩. В мистериях древних античных богинь (Геры, Весты, Реи) воспроизводился ритуал их омовения в священных водах, из которых они выходили снова девственными.
Рассматриваемый нами сюжет общий для индоевропейских народов. Его космоустроительная идея обнаруживает сябя в древнегреческим мифе о Данае. Зевс проникает в закрытый медный терем, где находится Даная, золотым дождем зарождая в деве сына Персея, носителя солярной символики. Даная, так же как Дзерасса и Шатана, связана с водной стихией, а ее сын, как и Сослан, совершает путешествие в Преисподнюю за головой Медузы Горгоны, с помощью которой превращает своих противников в камень.

Силы земли, ее тайные, темные энергии наделяли образ Богини-земли властью над колдовскими чарами. Магические схемы нартовского эпоса так же имеют над собой хозяйку v Шатану, которая, как отмечает эпос, соединяла в себе ╚коварство Неба, колдовство Земли╩. Чтобы обучиться магии, ╚ею нерожденный сын╩ Сослан отправляется к родственникам матери и там учится ╚нечистым, колдовским приемам╩. В традициях большинства индоевропейских народов магические искусства прямо соотносятся с женским началом, с ночным и бессознательным, иррационально бездонным, с силами тьмы. Школы магического знания делились на Белую магию (поклонение Небу) и Черную магию (поклонение Земле).
По информации сказителей, в теле Шатаны вместе с кровью течет молоко. Фольклор осетин зафиксировал кровь и молоко, как соки у особых, священных деревьев. Красный цвет олицетворял в ритуальном символизме древних эмоциональные проявления: гнев, жар, эротику; белый цвет ассоциировался с чистотой, святостью, охлаждением. Совмещенные вместе, они означали контроль, сдерживание, гармонию жизни, заключенные в границы сакрального тела женской богини. Следует отметить и то, что Шатане подчиняется живая Природа. Она может в мгновение ока создать яблоневое дерево с плодами и уничтожить весь род ястреба за непослушание.
Одной из основных ее функций в эпосе - быть советчицей нартов. Шатана ведает сокровенными тайнами предков. Будучи владелицей волшебного зеркала судьбы, наличие которого v обязательный атрибут женской богини, Шатана прозревает прошлое и будущее. В рамках индоевропейской традиции отражение в зеркале (воде) представлялось архаическому сознанию окном в потусторонний мир, что предоставляло возможность получить ответы на вопросы о судьбе, о будущем .

Знание судьбы предполагало наличие возможности ее сотворения. Так в корнях скандинавского Мирового древа v Иггдрасиль v у источника судьбы Урд жили норны, хозяйки этого Древа, определители судьбы людей. По священным функциям им аналогичны мойры (парки) из античной мифологии. И те, и другие связаны с Луной и ткачеством. В древности считалось, что именно Луна прядет время и ╚плетет╩ жизни человечества. Поэтому-то Богини судьбы являлись во многих мифологиях прядильщицами .
Важно отметить, что нартовская героиня обладает не пассивным знанием о прошлом и будущем. Ее знание v это средство контроля над миром. Богиня ведает узором судьбы и вправе изменить его или оборвать его нить.
Шатана как бы находится в нулевой, изначальной точке Времени, соответствующей пространству ее дома. Центр этого пространства неподвижен и именно к нему ведут все нити нартовского мира, в нем проистекает мифологическое действо (узор) нартовского эпоса. Неподвижный центр этого пространства и есть Центр мира с ориентацией по сторонам света от своей оси, соединяющей верх и низ мироздания.
Вся жизнедеятельность Шатаны связана с этим сакрализованным пространством. В нем она живет, из него она магически правит окружающим, сюда прибывает ее супруг, Урызмаг, после походов, здесь происходит их брачное таинство, переходящее в священные народные пиршества. Столь строгая пространственная определенность Шатаны, связь ее со священным Центром, подчиняющимся особым энергиям, передает нам древнюю идею стабильности, твердой и прочной основы, на которой держится жизнь человека и общества. Ничто так не походит на божество, как Центр. Ведь Центр не занимает никакого пространства, значит, его невозможно ни постичь, ни увидеть, ни измерить. Вследствие этого можно сказать, что Центр есть ╚бесконечная бездна тайн╩. Все это соотносится только с земной твердью пребывающей в центре первозданного мрака и Хаоса, с незыблемостью и прочностью домашнего очага Матери-земли.

 

Перейти на