Login
История создания евангелий
399 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
in Antwort Rukmini 04.12.07 23:41
В ответ на:
И почему обязательно должен был существовать некий первоисточник "Q"?
Мне кажется, евангелия вполне могли быть написаны и по воспоминаниям людей,
которые все еще находились под впечатлением личного общения с Мессией.
Затем они уже дополнялись и, возможно, как-то редактировались...
И почему обязательно должен был существовать некий первоисточник "Q"?
Мне кажется, евангелия вполне могли быть написаны и по воспоминаниям людей,
которые все еще находились под впечатлением личного общения с Мессией.
Затем они уже дополнялись и, возможно, как-то редактировались...
Надеюсь Фёдор будет не против, если я отвечу. :)
Эти отравыки считаются "материалом Q":
1. Приготовление
Проповедь Иоанна о покаянии (Лк. 3.7-9; Мф. 3.7-10). Искушение Иисуса (Лк. 4.1-13; Мф. 4.1-11).
2. Изречения (Нагорная проповедь) Блаженства (Лк. 6.20-23; Мф. 5.3-4, 6, 11-12). Любовь к врагам (Лк. 6.27-36; Мф. 5.39-42, 44-48; 7.12). Об осуждении (Лк. 6:37-42; Мф. 7:1-5, 10:24-25; 15:14). Слушающие и исполняющие Слово (Лк. 6.47-49; Мф. 7.24-27).
3. Повествования
Слуга сотника (Лк. 7.1-10; Мф. 8.5-10, 13). Вопрос Иоанна Крестителя (Лк. 7.18-20; Мф. 11.2-3). Ответ Господа (Лк. 7.22-35; Мф. 11.4-19).
4. Об ученичестве
Его цена (Лк. 9.57-60; Мф. 8.19-22). Миссионерское поручение (Лк. 10.2-12; Мф. 9.37-38; 10.9-15). Проклятия на непокорные Галилейские города (Лк. 10.13-15; Мф. 11.20-24).
5. Разные изречения
Образец молитвы (Лк. 11.2-4; Мф. 6.9-13). Об ответах на молитву (Лк. 11.9-13; Мф. 7.7-11). О спорах по поводу веельзевула (Лк. 11.14-22; Мф. 12.24-32). О нечистых духах (Лк. 11.24-26; Мф. 12.43-45). Знамение пророка Ионы (Лк. 11.29-32; Мф. 12.38-42). О свете (Лк. 11.33-36; Мф. 5.15; 6.22-23).
6. Поучение
Предостережение против фарисеев (Лк. 11.37-12.1; Мф. 23.1-36).
7. Дальнейшие изречения
О безбоязненном исповедании (Лк. 12.2-12; Мф. 10.19).
О заботах о земном (Лк. 12.22-34; Мф. 6.19-21,25-33).
О верности (Лк. 12.39-46; Мф. 24.43-51).
О знамениях века сего (Лк. 12.51-56; Мф. 16.2-3).
О примирении с соперниками (Лк. 12.57-59; Мф. 5.25-26).
8. Притчи
О горчичном зерне и закваске (Лк. 13.18-21; Мф. 13.31-33).
9. Другие изречения
Осуждение Израиля (Лк. 13.23-30; Мф. 7.13-14; 8.11-12; 25.10-12).
Плач о Иерусалиме (Лк. 13.34-35; Мф. 23.37-39).
Цена ученичества (Лк. 14.26-35; Мф. 10.37-38; 5.13).
О служении двум господам (Лк. 16.13; Мф. 6.24).
О законе и разводе (Лк. 16.18; Мф. 5.32).
О соблазнах, прощении и вере (Лк. 17.1-6; Мф. 18.6-7, 15, 21-22).
День Сына Человеческого (Лк. 17.22-27, 33-37; Мф. 24.26-28, 37-39).
В пользу того, что Матфей и Лука использовали помимо Марка еще и Q, есть четыре основных доводов.
1) Вербальные совпадения.
Сравним:
Мф. 3:7-12 пар. Лк 3:7-9, 16-17
Мф 4:1-11 пар. Лк 4:1-13
Мф 11:2-11, 16-19 пар. Лк 7:18-28, 31-35
Мф 23: 37-39 пар. Лк 13:34-35
Если взять греческий текст и сопоставлять строку за строкой, обнаружится столь тесное вербальное соответствие, что можно предположить: Матфей и Лука оприраются на предания, содержавшиеся в одном и том же источнике. Если бы евангелисты использовали независимые традиции (т.е. устные предания, не собранные в одном источнике), следовало бы ожидать гораздо большее различие в формулировках. Заметьте, что речь идет не о тех материалах, которые есть и у Марка.
2) Совпадения последовательности материалов.
Если сравнить Матфея и Луку, то в 85% материала Q можно обнаружить совпадение последовательности материалов, общих для них, но отсутствующих в Марке.
3) Дублирование материала.
В ряде мест Матфея и Луки мы находим повтор одной и той же традиции. Эти повторы случаются, когда в Мф и Лк одно и то же рчение использовано в двух формах: одной согласно Мк, а другой согласно Q, т.е. которая в Мк отсутствует.
Например:
"Ибо кто имеет, тому дано будет..." (Мк. 4:25 пар. Мф 13:12 и Лк 8:18), аналогичное речение см. в Мф 25:29 пар. Лк 19:26
или
"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя..." (Мк 8:34-35 пар. Мф 16:24-25 и Лк 9:23-24), аналогичное речение см. в Мф 10:38-39 пар. Лк 14:27; 17:33
По мнению многих исследователей, неоднократное дублирование материала предполагает или даже подтверждает, что Q существовал не как набор устных традиций, а как письменный источник.
4) Q как связный текст.
Материал Q достаточно однородный. За исключением Мф 8:5-13 пар. Лк 7:1-10, все материалы Q - речения Иисуса. Не слишком убедительный довод, но на него тоже стоит обратить внимание.
Пока что более убедительных теорий не существует. :) Гипотеза Грисбаха и др. - куда более слабее.
Может сами по себе эти доводы слабые, но вместе - очень убедительны.