Login
Кто такие "нищие духом"?
411 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
in Antwort Predanniy 03.05.07 13:24
Нищие духом, смиренные сердцем
Нет, наверное, ни одного - или почти ни одного - человека ни в России, ни вообще на белом свете, который бы не знал слов ╚Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное╩. Без сомнения, это самый известный евангельский стих. И вместе с тем именно он труднее всего поддаётся истолкованию. Объясняется это прежде всего тем, что мы обычно берём какой-нибудь стих из Священного Писания и толкуем его, вырвав из контекста всей остальной Библии, в результате чего он часто выглядит непонятным. Но если читать этот стих в контексте даже не всей Библии, а только Нагорной проповеди, то он окажется уже не таким трудным для понимания, как при первом чтении.
╚Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное╩ (Мф 5: 3). В первый раз Иисус произносит что-то похожее на слова Нагорной проповеди в Назарете, когда обращается к людям в субботний день в синагоге со словами из книги пророка Исайи: ╚Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим╩. Свою Благую Весть Иисус адресует не каким-то особым нищим, как мы любим подчёркивать, толкуя этот стих, а просто нищим: ╚благовествовать нищим╩ - вот Его задача. Во втором варианте Нагорной проповеди, который мы встречаем в Евангелии от Луки, Он говорит о том же: ╚Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие╩ (Лк 6: 20).
Правда, в поздних рукописях Евангелия от Луки (VIII-X вв.), появившихся в Константинополе, подставлено слово ╚духом╩; получается - ╚нищие духом╩, видимо, для того, чтобы не смущать благочестивого и простодушного читателя: раз у Матфея ╚блаженны нищие духом╩, то и у Луки должно быть так же. Поэтому в Синодальном переводе в Евангелии от Луки читаем: ╚блаженны нищие духом...╩
В следующем стихе Евангелия от Луки говорится: ╚Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь╩, а в Евангелии от Матфея
- ╚Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся╩. Это значит, что в Евангелии от Луки имеются в виду просто голодные, а в Евангелии от Матфея - голодные каким-то особым, мистическим образом, те, кто алчет и жаждет правды, справедливости. Мы уже говорили, что евангельское слово дикэосини означает ╚справедливость╩. Таким образом, можно сказать, что и здесь речь идёт о ╚нищих духом╩. В Евангелии от Матфея Господь в Нагорной проповеди толкует нищету каким-то не совсем обычным образом. Попытаемся понять это толкование.
В Библии слово ╚нищий╩ занимает особое место. Вспомним псалом, который поётся в конце вечерни во время торжественных всенощных бдений: ╚Благословлю Господа на всякое время, выну' (всегда). Хвала Его во устех моих. О Господе да похвалится душа моя, да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе (вместе)... Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает на Него. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатые обнищаша и взалкаша: взыскующий же Господа не лишатся всякого блага╩ (Пс 33: 3-11).
Так вот, нищий воззвал, и Господь услышал его. Нищий - это тот, кто взывает и кого Господь слышит. Богатые нищают и алчут, а взыскующие Господа - вот эти самые нищие - не лишаются ни одного из благ.
Можно привести и другие места из Священного Писания, из которых становится ясно, что нищий - это человек, у которого ничего нет и вся надежда которого только на Бога. Эта тема занимает в Писании огромное место. Можно, например, сослаться на 145-й псалом, который поётся в начале Литургии: ╚Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же нет спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в тот день погибнут все помышления его. Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его...╩ (Пс 145: 3).
Значит, не следует надеяться на князей, а блажен, как в Нагорной проповеди, тот, помощник у которого - Бог Иакова. Здесь речь идёт опять-таки о полной надежде на Бога, о том, что всецело уповающий на Бога может называться блаженным. Отсюда понятно, что слово ╚нищета╩ имеет не только прямой, житейский, но и какой-то другой смысл. Точно также слово ╚голод╩ и особенно слово ╚жажда╩ имеют смысл переносный, символический. Вспомним: ╚Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!╩ (Пс 41:1-2). Жажда лани, которая рвётся к источникам водным, уподобляется жажде человека, который ожидает и иной раз не может дождаться Бога. Нищета, окружающая нас, уподобляется какой-то другой нищете, о которой говорит Господь в Нагорной проповеди. Жажда духовная похожа на жажду физическую; и наше упование на Бога в обыденной жизни похоже, наверное, на то упование, о котором говорит Господь в Нагорной проповеди.
Если сравнить разные переводы Библии на французский язык, то, наверное, в десяти из них словосочетание ╚нищие духом╩ будет передано по-разному; в переводах же на английский язык всегда сохраняется точный вариант: ╚нищие духом╩. Переводчики не пытаются истолковать это выражение, они просто сохраняют его в точном и не совсем понятном виде, как оно дано по-арамейски, погречески, на латыни, на русском и славянском языках. Но всё же есть какие-то способы проникнуть в смысл этого выражения. Как известно, в поэтических книгах Писания часто встречаются повторы: одна и та же мысль передаётся разными словами. Таким образом, в одной главе можно найти синонимические выражения, как, например, в начале известного псалма: ╚Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня...╩ (Пс 50: 3,4,12).
Итак, ╚помилуй╩ и ╚изгладь беззакония мои╩, ╚омой... от беззакония╩ и ╚от греха моего очисти╩, ╚сердце чистое╩ и ╚дух правый╩ - почти синонимические выражения. Из этого и других примеров можно понять, что ╚сердце╩ и ╚дух╩ в поэтических книгах Библии - взаимозаменяемые слова. В Евангелии от Матфея Господь говорит: ╚Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем╩ (Мф 11:28-29).
╚Смиренный сердцем╩ и ╚нищий духом╩ - тоже почти синонимы. Что значит ╚смиренный╩? Это трудное слово - наверное, не менее трудное, чем слово ╚нищий╩ в библейском понимании. Ведь мы часто толкуем слово ╚смиренный╩ как ╚покорный╩, ╚бессмысленно всему подчиняющийся╩. Но опыт Церкви показывает, что это не совсем верно. Животные часто бывают покорными, но это не значит, что они смиренные. У аввы Дорофея есть такая фраза: ╚Никто не может выразить словами, что такое смирение и как оно рождается в душе, если не узнает этого из опыта╩. Тем не менее митрополит Антоний Блум, человек, без сомнения, мудрый и глубоко укоренённый в восточно-христианской традиции, попытался выразить это словами. Он говорит, что не случайно слово ╚смиренный╩ (в латинском языке humilis) связано со словом humus - ╚земля, верхний плодородный её слой╩, потому что, действительно, земля ниже всего, её все топчут ногами, но в неё падает семя, согревается ею и даёт плод.
Таким образом, humus - это не просто земля, это плодородная земля, из которой вырастает плод, а плодоношение - один из важнейших моментов в жизни христианина. Тот, кто приносит плод в терпении, говорится в притче о сеятеле из Евангелия от Луки, - тот христианин. Так вот, смирение - это что-то связанное с духовным плодоношением: смиренный - тот человек, чьё сердце готово приносить плод в кротости. Теперь становится понятнее, о каком смирении идёт Речь. ╚Смиренный сердцем╩ или ╚смиренный, нищий духом╩ - это человек, готовый к духовному плодоношению, к тому, чтобы трудиться вместе со Христом.
http://icxc.narod.ru/texts/nadstr/nadstr.htm#17
Нет, наверное, ни одного - или почти ни одного - человека ни в России, ни вообще на белом свете, который бы не знал слов ╚Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное╩. Без сомнения, это самый известный евангельский стих. И вместе с тем именно он труднее всего поддаётся истолкованию. Объясняется это прежде всего тем, что мы обычно берём какой-нибудь стих из Священного Писания и толкуем его, вырвав из контекста всей остальной Библии, в результате чего он часто выглядит непонятным. Но если читать этот стих в контексте даже не всей Библии, а только Нагорной проповеди, то он окажется уже не таким трудным для понимания, как при первом чтении.
╚Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное╩ (Мф 5: 3). В первый раз Иисус произносит что-то похожее на слова Нагорной проповеди в Назарете, когда обращается к людям в субботний день в синагоге со словами из книги пророка Исайи: ╚Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим╩. Свою Благую Весть Иисус адресует не каким-то особым нищим, как мы любим подчёркивать, толкуя этот стих, а просто нищим: ╚благовествовать нищим╩ - вот Его задача. Во втором варианте Нагорной проповеди, который мы встречаем в Евангелии от Луки, Он говорит о том же: ╚Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие╩ (Лк 6: 20).
Правда, в поздних рукописях Евангелия от Луки (VIII-X вв.), появившихся в Константинополе, подставлено слово ╚духом╩; получается - ╚нищие духом╩, видимо, для того, чтобы не смущать благочестивого и простодушного читателя: раз у Матфея ╚блаженны нищие духом╩, то и у Луки должно быть так же. Поэтому в Синодальном переводе в Евангелии от Луки читаем: ╚блаженны нищие духом...╩
В следующем стихе Евангелия от Луки говорится: ╚Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь╩, а в Евангелии от Матфея
- ╚Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся╩. Это значит, что в Евангелии от Луки имеются в виду просто голодные, а в Евангелии от Матфея - голодные каким-то особым, мистическим образом, те, кто алчет и жаждет правды, справедливости. Мы уже говорили, что евангельское слово дикэосини означает ╚справедливость╩. Таким образом, можно сказать, что и здесь речь идёт о ╚нищих духом╩. В Евангелии от Матфея Господь в Нагорной проповеди толкует нищету каким-то не совсем обычным образом. Попытаемся понять это толкование.
В Библии слово ╚нищий╩ занимает особое место. Вспомним псалом, который поётся в конце вечерни во время торжественных всенощных бдений: ╚Благословлю Господа на всякое время, выну' (всегда). Хвала Его во устех моих. О Господе да похвалится душа моя, да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе (вместе)... Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает на Него. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатые обнищаша и взалкаша: взыскующий же Господа не лишатся всякого блага╩ (Пс 33: 3-11).
Так вот, нищий воззвал, и Господь услышал его. Нищий - это тот, кто взывает и кого Господь слышит. Богатые нищают и алчут, а взыскующие Господа - вот эти самые нищие - не лишаются ни одного из благ.
Можно привести и другие места из Священного Писания, из которых становится ясно, что нищий - это человек, у которого ничего нет и вся надежда которого только на Бога. Эта тема занимает в Писании огромное место. Можно, например, сослаться на 145-й псалом, который поётся в начале Литургии: ╚Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же нет спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в тот день погибнут все помышления его. Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его...╩ (Пс 145: 3).
Значит, не следует надеяться на князей, а блажен, как в Нагорной проповеди, тот, помощник у которого - Бог Иакова. Здесь речь идёт опять-таки о полной надежде на Бога, о том, что всецело уповающий на Бога может называться блаженным. Отсюда понятно, что слово ╚нищета╩ имеет не только прямой, житейский, но и какой-то другой смысл. Точно также слово ╚голод╩ и особенно слово ╚жажда╩ имеют смысл переносный, символический. Вспомним: ╚Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!╩ (Пс 41:1-2). Жажда лани, которая рвётся к источникам водным, уподобляется жажде человека, который ожидает и иной раз не может дождаться Бога. Нищета, окружающая нас, уподобляется какой-то другой нищете, о которой говорит Господь в Нагорной проповеди. Жажда духовная похожа на жажду физическую; и наше упование на Бога в обыденной жизни похоже, наверное, на то упование, о котором говорит Господь в Нагорной проповеди.
Если сравнить разные переводы Библии на французский язык, то, наверное, в десяти из них словосочетание ╚нищие духом╩ будет передано по-разному; в переводах же на английский язык всегда сохраняется точный вариант: ╚нищие духом╩. Переводчики не пытаются истолковать это выражение, они просто сохраняют его в точном и не совсем понятном виде, как оно дано по-арамейски, погречески, на латыни, на русском и славянском языках. Но всё же есть какие-то способы проникнуть в смысл этого выражения. Как известно, в поэтических книгах Писания часто встречаются повторы: одна и та же мысль передаётся разными словами. Таким образом, в одной главе можно найти синонимические выражения, как, например, в начале известного псалма: ╚Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня...╩ (Пс 50: 3,4,12).
Итак, ╚помилуй╩ и ╚изгладь беззакония мои╩, ╚омой... от беззакония╩ и ╚от греха моего очисти╩, ╚сердце чистое╩ и ╚дух правый╩ - почти синонимические выражения. Из этого и других примеров можно понять, что ╚сердце╩ и ╚дух╩ в поэтических книгах Библии - взаимозаменяемые слова. В Евангелии от Матфея Господь говорит: ╚Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем╩ (Мф 11:28-29).
╚Смиренный сердцем╩ и ╚нищий духом╩ - тоже почти синонимы. Что значит ╚смиренный╩? Это трудное слово - наверное, не менее трудное, чем слово ╚нищий╩ в библейском понимании. Ведь мы часто толкуем слово ╚смиренный╩ как ╚покорный╩, ╚бессмысленно всему подчиняющийся╩. Но опыт Церкви показывает, что это не совсем верно. Животные часто бывают покорными, но это не значит, что они смиренные. У аввы Дорофея есть такая фраза: ╚Никто не может выразить словами, что такое смирение и как оно рождается в душе, если не узнает этого из опыта╩. Тем не менее митрополит Антоний Блум, человек, без сомнения, мудрый и глубоко укоренённый в восточно-христианской традиции, попытался выразить это словами. Он говорит, что не случайно слово ╚смиренный╩ (в латинском языке humilis) связано со словом humus - ╚земля, верхний плодородный её слой╩, потому что, действительно, земля ниже всего, её все топчут ногами, но в неё падает семя, согревается ею и даёт плод.
Таким образом, humus - это не просто земля, это плодородная земля, из которой вырастает плод, а плодоношение - один из важнейших моментов в жизни христианина. Тот, кто приносит плод в терпении, говорится в притче о сеятеле из Евангелия от Луки, - тот христианин. Так вот, смирение - это что-то связанное с духовным плодоношением: смиренный - тот человек, чьё сердце готово приносить плод в кротости. Теперь становится понятнее, о каком смирении идёт Речь. ╚Смиренный сердцем╩ или ╚смиренный, нищий духом╩ - это человек, готовый к духовному плодоношению, к тому, чтобы трудиться вместе со Христом.
http://icxc.narod.ru/texts/nadstr/nadstr.htm#17
