Добро и Зло?
5. Великие религиозные вожди
(1008.3) 92:5.1 В эволюционной религии боги представляются подобными человеку. В богооткровенной
религии людей учат, что они являются Божьими сынами, – конечным воплощением божественности.
В синтетических вероучениях, составленных из учений богооткровения и продуктов эволюции,
концепция Бога является сочетанием следующих факторов:
(1008.4) 92:5.2 1. Предшествующих идей эволюционных культов.
(1008.5) 92:5.3 2. Возвышенных идеалов богооткровенной религии.
(1008.6) 92:5.4 3. Личных воззрений великих религиозных вождей, пророков и учителей
человечества.
(1008.7) 92:5.5 Начало многим великим религиозным эпохам было положено жизнью и учениями
выдающихся людей. Большинство значительных нравственных движений в мировой истории являлось
порождением их вождей. И люди всегда были склонны преклоняться перед вождем, даже если при
этом страдали его учения, поклоняться личности вождя, даже если забывали провозглашенные им
истины. На это есть основания: в эволюционном человеке живет инстинктивное стремление к помощи
свыше и извне. Это горячее стремление призвано предвосхитить появление на земле Планетарного
Князя и последующих Материальных Сынов. На Урантии человек был лишен этих сверхчеловеческих
вождей и правителей, и потому он пытается восполнить эту потерю, окружая своих человеческих
вождей легендами об их сверхъестественном происхождении и чудотворной жизни.
(1008.8) 92:5.6 Многие расы считали, что их вожди рождаются от девственниц. Жизнь таких людей
изобилует чудесами, и каждая группа неизменно верит в возвращение своего вождя. Племена
центральной Азии до сих пор ждут возвращения Чингисхана; в Тибете, Китае и Индии такой
личностью является Будда; в исламе – это Магомет; среди америндов таким был Гесунанин
Онамоналонтон; древние иудеи, в большинстве своем, ждали возвращения Адама в качестве
материального правителя. В Вавилоне бог Мардук представлял собой увековеченную легенду об
Адаме – представление о Божьем сыне, связующем звене между человеком и Богом. После появления
на земле Адама, так называемые Божьи сыны стали обычным явлением среди планетарных рас.
(1009.1) 92:5.7 Однако, независимо от суеверного и благоговейного страха, который вызывали эти
учители, они действительно являлись теми временными личностными опорами, при помощи которых
рычаги богооткровенной истины совершенствовали человеческую нравственность, философию и
религию.
(1009.2) 92:5.8 За миллион лет своей истории человечество выдвинуло не одну сотню религиозных
лидеров – от Онагара до гуру Нанака. Не раз прилив религиозной истины и духовной веры сменялся
отливом, и в прошлом каждое возрождение урантийской религии отождествлялось с жизнью и
учениями какого-нибудь религиозного вождя. Говоря об учителях последнего периода, может
оказаться полезным объединить их в семь основных религиозных эпох постадамической Урантии:
(1009.3) 92:5.9 1. Сифитский период. Сифитские священники, возродившиеся под
руководством Амосада, стали великими учителями постадамической эпохи. Они
проповедовали во всех андитских землях, и дольше всего их влияние ощущалось у греков
и шумеров, а также индусов, среди которых они сохранились до наших дней как
индуистские брахманы. Сифиты и их последователи сумели частично сохранить раскрытое
Адамом представление о Троице.
(1009.4) 92:5.10
2. Эра миссионеров Мелхиседека. Возрождение урантийской религии
стало возможным в значительной мере благодаря усилиям проповедников, подготовленных
Макивентой Мелхиседеком, который жил и учил в Салиме почти за две тысячи лет до
Христа. Эти миссионеры провозгласили, что вера является платой за божественное
благоволение; и хотя их учения не привели к непосредственному появлению новых
религий, они стали тем основанием, на котором последующим учителям истины было
суждено создать религии Урантии.
(1009.5) 92:5.11 3. Постмелхиседекская эра. Хотя в этот период проповедовали как
Аменемоп, так и Эхнатон, выдающимся религиозным гением постмелхиседекской эры стал
Моисей – вождь одной из групп левантийских бедуинов и основатель иудейской религии.
Моисей учил монотеизму. Он сказал: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш есть Господь
единый». «Господь есть Бог, и нет Бога, кроме него». Он упорно стремился искоренить в
своем народе остатки культа духов и даже требовал смертного наказания для его
приверженцев. Монотеизм Моисея был фальсифицирован его преемниками, однако
впоследствии они действительно вернулись ко многим его учениям. Величие Моисея
заключается в его мудрости и прозорливости. Многие люди обладали более высоким
представлением о Боге, но никто и никогда не добивался такого же успеха в обращении
большого числа людей в столь прогрессивную веру.
(1009.6) 92:5.12 4. Шестой век до Христа. В течение этого века – одного из величайших
периодов религиозного пробуждения за всю историю Урантии – появилось много людей,
провозгласивших истину. Среди них необходимо упомянуть Гаутаму, Конфуция, Лао-цзы,
Заратустру и учителей джайнизма. Учения Гаутамы получили широкое распространение в
Азии, и миллионы людей почитают его как Будду. Конфуций был для китайской морали
тем же, чем Платон – для греческой философии, и хотя учения и того, и другого оказали
воздействие на религию, строго говоря, ни один из них не был проповедником; Лао-цзы
узрел больше от Бога в Дао, чем Конфуций в гуманности или Платон в идеализме.
Заратустра, хотя и попавший под сильное влияние господствовавшего представления о
двойном спиритуализме, добрых и злых духах, вместе с тем определенно возвысил идею
единого вечного Божества и окончательной победы света над тьмой.
(1010.1) 92:5.13 5. Первый век после Христа. Как религиозный учитель, Иисус Назарянин
начал свой путь с культа, созданного Иоанном Крестителем, и, насколько мог, отошел от
соблюдения постов и внешней обрядности. Кроме Иисуса, величайшими учителями этой
эры были Павел Тарсянин и Филон Александрийский. Их религиозные представления
сыграли главную роль в эволюции той веры, которая носит имя Христа.
(1010.2) 92:5.14 6. Шестой век после Христа. Магомет основал религию, превосходившую
многие учения того времени. Он выступил с протестом против социальных требований,
которые содержались в вероучениях чужеземцев, и против несообразности религиозной
жизни своего собственного народа.
(1010.3) 92:5.15 7. Пятнадцатый _________век после Христа. Этот период ознаменовался двумя
религиозными движениями: расколом христианства на Западе и появлением новой
синтетической религии на Востоке. В Европе формализованное христианство достигло той
степени негибкости, при которой дальнейший рост был несовместим с единством. На
Востоке Нанак и его последователи объединили учения ислама, индуизма и буддизма в
сикхизм – одну из наиболее прогрессивных религий Азии.
(1010.4) 92:5.16 Будущее Урантии несомненно связано с появлением учителей религиозной истины –
Отцовства Бога и братства всех созданий. Остается только надеяться на то, что страстные и чистые
сердца этих будущих пророков будут посвящены не столько укреплению межрелигиозных барьеров,
сколько расширению религиозного братства верующих в духе – многочисленных приверженцев
различных интеллектуальных богословских теорий, которые столь характерны для Урантии из
Сатании.
6. Составные религии
(1010.5) 92:6.1 Урантийские религии двадцатого века представляют собой интересный материал для
исследования социальной эволюции религиозного влечения у человека. Многие вероучения почти не
изменились со времени культа духов. Как класс, африканские пигмеи не имеют религиозных реакций,
хотя некоторые из них в какой-то мере верят в духовную среду. Сегодня они находятся на той же
стадии развития, что и первобытный человек в начале эволюции религии. Основой примитивной
религии была вера в жизнь после смерти. Поклонение личностному Богу свидетельствует об
эволюционном прогрессе и даже первом этапе откровения. У даяков сложились только наиболее
примитивные религиозные обряды. Еще сравнительно недавно весьма неопределенные
представления о Боге существовали у эскимосов и америндов, которые верили в духов и имели
смутное представление о жизни после смерти. У современных австралийских аборигенов есть только
страх перед духами, боязнь темноты и примитивное поклонение предкам. У зулусов только сейчас
появляется религия, основанная на страхе перед духами и жертвоприношениях. Многие африканские
племена, кроме тех, которые испытали влияние христианских и мусульманских миссионеров, еще не
поднялись в своем религиозном развитии выше уровня фетишей. Однако некоторые группы уже
давно придерживаются идеи монотеизма, как, например, потомки древних фракийцев, которые
верили также в бессмертие.
(1010.6) 92:6.2 На Урантии эволюционная и богооткровенная религии развиваются бок о бок,
объединяясь и срастаясь в разнообразные теологические системы, существующие в мире на время
составления настоящих документов. Можно предложить перечень этих религий Урантии двадцатого
века:
(1011.1) 92:6.3 1. Индуизм – древнейшая.
(1011.2) 92:6.4 2. Иудаизм.
(1011.3) 92:6.5 3. Буддизм.
(1011.4) 92:6.6 4. Конфуцианские учения.
(1011.5) 92:6.7 5. Даосские вероучения.
(1011.6) 92:6.8 6. Зороастризм.
(1011.7) 92:6.9 7. Синтоизм.
(1011.8) 92:6.10 8. Джайнизм.
(1011.9) 92:6.11 9. Христианство.
(1011.10) 92:6.12 10. Ислам.
(1011.11) 92:6.13 11. Сикхизм – новейшая.
(1011.12) 92:6.14 Наиболее развитыми религиями древности были иудаизм и индуизм, и каждая из них
оказала огромное влияние на историю развития религии на Востоке и Западе. Как индусы, так и
иудеи верили в боговдохновенность и богооткровенность своих религий и считали, что все остальные
учения – испорченные формы единственной истинной веры.
(1011.13) 92:6.15 Индия поделена между приверженцами индуизма, сикхизма, ислама и джайнизма,
причем каждая конфессия изображает Бога, человека и вселенную в своем, отличном от других,
понимании. Китай придерживается даосских учений и конфуцианства; в Японии почитается синтоизм.
(1011.14) 92:6.16 Великими межнациональными и межрасовыми вероучениями являются иудаизм,
буддизм, христианство и ислам. Регионы, охваченные буддизмом, простираются от Цейлона и Бирмы
– через Тибет и Китай – до Японии. Буддизм смог приспособиться к нравам многих народов и в этом
отношении сравним только с христианством.
(1011.15) 92:6.17 Древнееврейская религия заключает в себе философский переход от политеизма к
монотеизму; она является эволюционным связующим звеном между религиями эволюции и
религиями откровения. Древние евреи – единственный из народов Запада, прошедший весь путь от
своих ранних эволюционных богов вплоть до Бога откровения. Однако широкое распространение эта
истина получила только в дни пророка Исайи, который в очередной раз учил смешанному
представлению, объединив национальное божество и Всеобщего Творца: «О, Господь Саваоф, Бог
Израиля, ты Бог, только ты один; ты сотворил небеса и землю». В свое время надежда на спасение
западной цивилизации связывалась с возвышенными иудаистскими концепциями благости и
прогрессивными эллинскими представлениями о красоте.
(1011.16) 92:6.18 Христианская религия – это религия о жизни и учениях Христа. Она основана на
иудаизме, модифицирована через усвоение некоторых учений зороастризма и греческой философии
и сформулирована, в первую очередь, тремя индивидуумами: Филоном, Петром и Павлом. Со
времени Павла она претерпела целый ряд эволюционных изменений и настолько пропиталась
западным духом, что многие неевропейские народы совершенно естественно смотрят на христианство
как на чуждое откровение чужеродного Бога для чужестранцев.
(1011.17) 92:6.19 Ислам является религиозно-культурной общностью северной Африки, Леванта и юго-
восточной Азии. Именно еврейская теология в сочетании с последующими христианскими учениями
превратила ислам в монотеистическую религию. Приверженцы Магомета были озадачены
передовыми учениями о Троице; им была непонятна доктрина о трех божественных личностях как
одном Божестве. Попытка внезапно склонить эволюционный разум к восприятию прогрессивной
богооткровенной истины всегда сопряжена с большими трудностями. Человек – эволюционное
создание и должен обрести свою религию в основном с помощью эволюционных методов.
(1012.1) 92:6.20 В свое время поклонение предкам было явным прогрессом в религиозной эволюции,
однако столь же удивителен, сколь и печален тот факт, что эта примитивная идея сохраняется в
Китае, Японии и Индии наряду с обилием относительно более прогрессивных взглядов, например,
буддизмом и индуизмом. На Западе поклонение предкам переросло в преклонение перед
национальными богами и почитание народных героев. В двадцатом веке эта националистическая
религия преклонения перед героями проявляется в различных радикальных и националистических
светских течениях, характерных для многих наций и народов Запада. Схожее отношение встречается
в знаменитых университетах и крупных промышленных поселениях англоязычных народов. Не
слишком далека от таких представлений идея о том, что религия является всего лишь «общим
стремлением к счастливой жизни». «Национальные религии» – это не более, чем возврат к
древнеримскому поклонению перед императором и к синтоизму, поклонению государству в образе
императорской семьи.