Ученики Иисуса Христа и апостол Павел
Ученики Иисуса, с одной стороны, и ап. Павел – с другой, представляли две различные точки зрения как на сущность Христа, так и на путь, которым должны были идти Его последователи.
Если ученики Христа, основавшую Иерусалимскую церковь, представляли только одно из течений иудаизма, то сторонники апостола Павла «ушли» из иудаизма вообще, создав совершенно новую религию.
РАЗДЕЛЕНИЕ в ранней христианской церкви
Вначале обобщим вышесказанное.
В первые десятиления после Голгофы христианские общины как Иудеи, так и греко-римского мира состояли из иудео-христиан и тех бывших язычников, которые фактически приняли иудаизм ( за исключением ритуальных правил).Разногласия между этими двумя группами привели к возникновению двух различных и соперничавших между собой лагерей в раннем христианстве.Во главе одного из них ,который представляла Иерусалимская церковь, стояли апостолы- ученики Христа ; вторую группу возглавлял апостол язычников Павел.
Евреи-христиане, сплотившиеся вокруг апостолов под руководством Iaкова, по-прежнему пунктуально выполняли все обряды, хранили Субботу, молились в синагогах, ограничивались дозволенной пищей.
Церковь св.Иакова хранила подлинное предание о событиях из жизни Иисуса,в этой среде помнили Его притчи и изречения. Именnо отсюда выйдут в мир первые зaписи, которые составят основу Евангелий.
Тенденцию крайнего законничества выражало ядро эбионитов ( «бедняков») , которое образовалось из обращенных в христианство ессеев. Самые строгие поборники традиции
считали, что те, кто хочет войти в Церковь Нового Завета, должны вначале принять знак Первого Завета — Закон Моисея.По мнению эбионитов, Иисус пришёл исполнить закон и пророчества, как новый Моисей, считали его учителем веры, праведником, пророком и Мессией;отрицали апостольство Павла, его послания, и считали его отступником веры
(PS
эбиониты считали себя мостом между Церковью и Синагогой, сочетая в себе черты как христианства, так и еврейства. В результате они были обвинены Церковью как еретики, а
Синагогой — как вероотступники ; в 4-7 в эбиониты исчезли).
Позиция ап. Павла принципиально отличалась от позиции апостолов. Он смотрел на ритуальные традиции как на отжившие даже для евреев. По его мнению,с приходом Христа наступила мессианская эра, когда прежний Завет стал «ветхим». Новое время открывает Новый Завет, в котором все древние традиционные установки исчезают. Эти символы Старого Завета- пройденный этап. Во Христе имеет силу только вера .
Т.образом, взгляды последователей апостолов и последователей Павла существенно различались
Уже при Павле религия Иисуса стала религией про Иисуса, а несколько позднее христиане придали бОльшую определённость разграничительной черте, очерченной Павлом. Как мы знаем, победила в этом первом споре христиан партия Павла.
ТАК начался первый раскол в первоначальной христианской церкви, который ПОКА носил мирный характер.
Но были ли последователи Павла и Иакова защитниками одной веры?