Ученики Иисуса Христа и апостол Павел
в конечном итоге, именно рвение, с которым последователи Иисуса, первые христиане отстаивали веру в Его воскресение, превратило крошечную иудейскую секту в крупнейшую мировую религию.
Распятый Мессия
Мессианские чаяния начала 1 века отличались многообразием . Однако во всех вариантах присутствовала единая линия: мессию представляли как грядущего могущественного правителя народа Израилева, устанавливающего царство здесь, на земле. Иисус же был распят вместо того, чтобы установить царство.
Идея о страдающем , убитом врагами Мессии была чужда иудеям, современникам Христа; до возникновения христианства ни один еврей не мог бы представить Мессию распятого.
Так же и ученики Иисуса , как и прочие евреи Палестины, вначале не допускали мысль, что Мессия, избранник, помазанник Божий, может быть распят, поскольку "Проклят всякий, висящий на дереве" (Втор.21:23) . Представление о Мессии-Помазаннике , избраннике Божьем, которого Он же проклял, казалось безумным.
Без воскресения вся система притязаний Иисуса на роль Мессии рушится на глазах. Распятие Иисуса делает недействительным статус Мессии и наследника царя Давида.Согласно закону Моисея, распятие ставит на Иисусе клеймо проклятия , но если Иисус не умер и Его смерть была только прелюдией для духовной эволюции, крест перестает быть проклятием и символом поражения, превращаясь в символ победы.
Идея воскрешения Богом распятого была настолько абсурдной и настолько из ряда вон выходящей, что требовалось построить совершенно новую конструкцию, об’ясняющую смерть Иисуса-Мессии, т.е. трансформировать всю систему существующей традиции.
Одно дело — говорить, что Иисус воскрес, в конце концов, это вопрос ВЕРЫ в это событие, не больше. А вера не доказательство истины.Но совсем другое дело — ДОКАЗАТЬ легитимность мессианства Иисуса, связь Его воскресения с тем, что Он сделал это «согласно Писанию». Надо было узаконить всю цепочку:что Иисус как Мессия должен был «пострадать и воскреснуть из мёртвых в третий день» (ЛК 24:44-46).Однако, «источник» этой цитаты , подкрепляющей невероятные мессианские притязания , Иисус нигде не указал, вероятно, потому,что нигде не написано такое- ни у Моисея, ни у пророков, ни в псалмах. Во всей истории иудейской мысли не найдётся ни одной записанной строки, которая бы говорила, что мессии надлежит пострадать, умереть и воскреснуть на третий день.Именно по этой причине последователям Иисуса было так трудно убедить своих соотечественнников-иудеев, прекрасно знающих тексты Писания..
Но откуда же взялась идея о распятом Мессии?
Как всегда, в поисках ответа на сложные жизненные вопросы, ученики обратились к Св. Писанию. И ответ , который они искали, был найден.
С самого зарождения христианской веры христиане часто ссылались на некоторые отрывки Ветхого Завета как недвусмысленные пророчества о грядущем страдающем Мессии — особенно Ис 53 и Пс 21, в которых некто терпит страшные муки, иногда подчеркнуто за чужие грехи.
В качестве одного из доказательств того, что Мессия ДОЛЖЕН пострадать, приводится отрывок из книги пророка Исайи: «Он был презрен и умалён перед людьми, , муж скорбей и….… (Ис 53:3-5)
В образе страдающего раба Яхве из пророчества Исайи христиане увидели историю Мессии Иисуса , который будучи невинным праведником, так же страдал, как и «Раб» у Исайи.. И хотя это было установлено последователями "задним числом", они решили, что страдания и распятие были предсказаны, что таков был замысел Божий, хоть это и противоречило Библейской традиции о Мессии.
Как утверждают историки, до христианства не было евреев, которые бы истолковывали 53 гл Исайи как указание на будущего Мессию. Ни один евр. текст, написанный до Иисуса, не понимает этот отрывок в мессианском ключе. Однако для учеников Иисус был Мессия , и Он пострадал. Значит, Мессия должен был пострадать и таков был изначальный замысел Божий. В аналогичном ключе были истолкованы др. пророчества, «предсказывающие» явление страдающего Мессии. Евреи спорили, доказывали , что Исая в этой главе оплакивает плен, но указывает, что страдания принесут искупление за грехи народу Израиля, что о будущем Мессии тут речь вообще не идёт, но христиане и сегодня уверены, что 53 гл, как и многие Вехтозаветные пророчества ,— о Мессии Иисусе Христе, Сыне Божьем.
Таким образом, чтобы объяснить факты, связанные с не традиционным иудейским, а с христианским представлением о страдающем Мессии, была создана принципиально новая богословская концепция .Идея о распятом Мессии прижилась настолько, что многие последующие поколения христиан считали самоочевидным, что она содержалась ещё в Ветхом Завете.