Икона - это идол или «окно в духовный мир»?
по мнению евангелистов, непорочное зачатие произошло лишь однажды, при зачатии Иисуса, а потом Иосиф с Марией жили нормальной супружеской жизнью, и поэтому Иисус был первенцем, а не единственным сыном.
Девственное зачатие
( "Кем был Иисус из Назарета?"Ястребов Глеб Гарриевич)
https://religion.wikireading.ru/63742
"Термин «непорочное зачатие» (в самой Библии отсутствующий) -некорректен, ибо предполагает, что обычные человеческие зачатия, от отца и матери, в каком-то смысле «порочны». Для такой точки зрения нет ни малейших оснований, в том числе и в самой Библии, где «плодиться и размножаться» — первая заповедь, данная человеку на Земле
Поэтому сама концепция
непорочного зачатия в дохристианском (да и послехристианском) иудаизме
отсутствовала. Многие ожидали прихода Мессии, но никому и в голову не
приходило, что он будет рождён только от женщины без посредства отца.
Более того, такая идея вступила бы в противоречие с постулатом,
согласно которому Мессия-царь должен быть прямым потомком Давида:
потомство отсчитывалось по мужской линии, а значит, ни о каком
девственном зачатии не могло быть и речи.
Зато языческому миру идея чудесного (и даже девственного) рождения великого человека никоим образом не была чужда. Подобные рассказы в изобилии встречаются в мифологии многих народов от Египта до Китая,
. С другой стороны, именно распространённость этого мотива заставляла многих язычников относиться скептически и к истории о рождении Иисуса. : если выдумывать подобные вещи из «благоговейного чувства» было в порядке вещей, то почему их не могли выдумать относительно Иисуса?
Cветские историки уже давно усомнились в девственном зачатии Иисуса. В течение XX века их скепсис постепенно передался историкам христианским. Исторических оснований для скепсиса немало: из нескольких десятков ранних текстов о девственном зачатии Иисуса говорят только два, причём это тексты достаточно поздние (конец I века).
Что касается источников более ранних, они не только молчат на сей счёт, но и как будто указывают в противоположную сторону. Например, в Послании Павла к Римлянам (50-е годы) цитируется первохристианское исповедание, согласно которому Иисус был рождён «от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3). Последнее проще всего понять в том смысле, что физическим отцом Иисуса был Иосиф, потомок Давида. Обычным прозвищем Иисуса также было «Иисус, сын Иосифа» (Ин 1:45; Лк 3:23).
В
настоящее время даже многие христианские богословы сильно сомневаются в
непорочном зачатии. Они рассуждают так: исторические трудности столь
серьёзны, что, прежде чем упрямо цепляться за старое учение, необходимо спросить, насколько оно незаменимо для христианства.
Здесь вскрылась ещё одна богословская трудность, оказавшаяся в каком-то смысле серьёзнее трудностей исторических. Как известно, фундаментальное учение традиционного христианства об Иисусе предполагает не только полную и стопроцентную его божественность, но и его полное и стопроцентное человечество: «во всём подобен нам, кроме греха» (халкидонский догмат). До XX века никаких противоречий с девственным зачатием здесь никто не видел. Однако с развитием генетики встал вопрос: как Иисус мог быть подобен нам, если у него не было человеческого отца? Ясно, что при отсутствии человеческого отца он должен был даже генетически быть устроен совершенно иначе, чем кто-либо из людей (т. е., по сути дела, не быть человеком в обычном смысле слова). Сторонники девственного зачатия решают эту проблему ссылкой на чудо: несмотря на девственное зачатие, Иисус всё же был человеком. Их противники отвечают, что традиционная концепция предполагает, в сущности, не столько чудо (да и стоит ли плодить чудеса без надобности?!), сколько некую юридическую фикцию, при которой Иисус считается человеком, хотя под определение homo sapiens не подходит.
Хотя
исторические и богословские дискуссии нельзя считать в полной мере
завершёнными, подавляющий перевес одной из сторон очевиден. Поэтому и мы
тоже будем придерживаться мнения, что девственное зачатие —
благочестивая выдумка некоторых христиан, которые пытались сделать
христианство понятным и приемлемым языческой среде. Она
пережила распад античного язычества, ибо в Средние века оказалась
созвучна аскетическому, монашескому умалению секса и брака (хотя в
изначальном контексте Евангелий подобного умаления и в помине нет!).
Родителями Иисуса были Иосиф (вероятно, действительно считавшийся
потомком Давида) и Мария. "
см. также
https://foren.germany.ru/religion/f/35534429.html#Post3553...