Икона - это идол или «окно в духовный мир»?
Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: "Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати". Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной - засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей святых). (с)
Это комментарий лопухина - оказывается, почитание мощей святых МОЖНО ОПРАВДЫВАТЬ.
Думаю, что Лопухин не мог оправдывать поклонение мощам. По кр.мере, в своём очень кратком комментарии он ссылается
только на высказывание епископа, апологета несторианства св Феодорита Кирского (393-458), приведенное в "Житиях святых" Иоанна Дамаскина.https://books.google.de/books?id=LpFADwAAQBAJ&pg=PT5660&lp...
Что же тогда произошло в 4 Книге Царств? Вот как отвечает на это пр.А.Болотников.
"Появление христианских захоронений в местах поклонения датируется временем гонений, которые они пережили в Римской империи. В этих местах христиане проводили богослужения, там же хоронили своих единоверцев.
когда христианство вступило на языческую территорию, эти исторические факты сыграли злую шутку. Дело в том, что в язычестве люди всегда желали находиться
поближе к умершим предкам, веря, что их духи охраняют от зла. Именно поэтому , начиная с IV века н.э. , когда христианство начало свою проповедь среди варварских племен, прикосновение к гробам и останкам умерших христианских учителей производило на варваров-язычников сильное впечатление и способствовало тому, чтобы те принимали христианство. Постепенно христианские храмы превращались в место захоронения епископов и других церковных лидеров. В иудаизме подобная практика являлась и является мерзостью.
(Только так и могли относиться к этому иудеи Иисус и Его ученики)
Тора однозначно говорит о том, что человек, прикоснувшийся к мертвому телу не имеет права заходить в Дом Божий. Принесение к жертвеннику человеческих костей осквернило бы Святилище. Елисей был великим пророком, совершившим множество чудес. То, что он совершил как
пророк в Северном Царстве, где большинство поклонялось Ваалу, вернуло многих Израильтян к Богу. И поэтому то, что произошло в пещере, в которой был похоронен Елисей, явилось еще одним знамением от Бога Израилева.
Мертвого человека воскресил Бог, а не кости Елисея. Здесь мы сталкиваемся с самой главной проблемой. Людям свойственно не понимать действия Невидимого Бога, и, напротив, привязываться к предметам, через которые Он действуеt
В христианстве произошла подмена понятий. Именно эта подмена понятий вызывала протест в иудаизме, а также в христианском протестантизме: один из первых шагов, предпринятых Лютером – это отмена поклонения мощам."https://boruh.info/otkryvaya-knigu/vopros-otvet/488-kosti-...
Аналогичное говорит и иудейская трактовкa. Воскрешение мертвеца— исполнение обещания пророка Илии, что тот дух Бога, который был на нем,Илии, будет на его ученике и преемнике Елисее вдвойне (4 Царств,2:1-12)). Илия чудесным образом воскресил одного человека (Царств 1 гл. 9), а Елисей — двух: одного при жизни(Царств2 гл. 4), а другого — уже после смерти.
И воскрешали только эти два пророка. Ни до, ни после подобных случаев мы не встречаем, хотя и до, и после них были великие пророки, в чем-то даже более великие, чем они. Ведь до этого был Моисей — «отец пророков» и Самуил, но ни один подобным образом мертвых не воскрешали. Так что очевидно: у каждого пророка была своя роль
Илия и Елисей были уникальны тем, что ради их заслуг Бог совершил эти чудеса. После них ни один пророк такого не делал, и совершенно очевидно, что
никакого доказательства «чудотворного» воздействия костей праведников здесь найти нельзя.Зато из Торы ясно, что тело любого умершего, даже самого праведного при жизни, передает ритуальную нечистоту тому, кто к нему прикоснется, и потребуется сложный процесс очищенияhttps://toldot.ru/urava/ask/urava_9685.html