Deutsch

​Икона - это идол или «окно в духовный мир»?

09.10.21 14:05
​Икона - это идол или «окно в духовный мир»?
 
Boatman коренной житель


Данная тема продолжает

https://foren.germany.ru/showmessage.pl?Number=38438585&Bo...


Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных православных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания


ИДОЛ
(от греч. eidolon, букв. – образ)— кумир, фантом, предмет поклонения целью и смыслом создания была визуализация божества.
изображение божества или духа, служащее образной визуальной интерпретацией духовной силы (Бога), которой производится религиозное поклонение.



В конце четвертого века в христианской церкви начинает происходить переход от уважения к «останкам мучеников»( «святым»мощам) к поклонению им.

Переход этот становится понятным, если принять во внимание то духовное состояние церкви, в котором последняя находилась - с

пошатнувшейся нравственностью, ослабевшей верой в невидимое, уступившей место поклонению и боготворению "видимого".


Учение об обязательном почитании мощей святых было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати и должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями ( обогащая при этом казну тех, у кого мощи эти имелись)...

Но еще более «явным» напоминанием об усопшем святом служило изображение его.


Культ поклонения изображениям входил в христианство осторожно, но уверенною.Закон строго запрещал изображать Божество в каком бы то ни было виде, и народ твердо держался этого правила и в принципе, и на практике
Поклонение этим изображениям допускалось с целью просветить людей невежественных, « воспламенить усердие» в вере..

Распространено мнение, что иконы – явление чисто христианское и что все, выступающие против икон, выступают против основ христианства. Однако иконы существовали еще до зарождения христианской религии. Техника иконы зародилась в Египте;
сам принцип построения пространства на иконе – отсутствие линейной перспективы, изображение строений как бы в плане и т.д. – восходит к египетской традиции. Т.o. проиsxождение иконы — языческое...


Употребление икон, почитание (поклонение) им твердо установились в конце шестого столетия. Введение изображений святых также предназначалось, по словам церковных иерархов, для облегчения принятия христианства язычниками, привыкшими иметь изображения своих богов и поклоняться им.


Вот что говорит Священное Писание , которое является неоспоримым (?) авторитетом для верующих любой христианской конфессии:

Вторая заповедь Декалога гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". (Исх.20:3-6.Втор.4,5-гл.)

Смысл заповеди очевиден: в ней не только запрет на поклонение лжебогам, но и на изображения невидимого Бога (Втор.4:12,15). Интересно, что именно в этой заповеди Бог не просто предостерегает не делать кумира и никакого изображения, но и подчеркивает, что поклонение им повлечет наказание Божье, и особая милость Бога ожидает тех, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди.

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину...» (Второзаконие 4:15–16)

«15 Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. 16 Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. 17 Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему. 21 И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам» (Премудрости Соломона , гл14:15-20)

Итак мы видим, что Библейский Бог, во всех временах истории, категорически запрещает людям делать для себя любые "Божьи изображения", "молиться на них" а также поклоняться им или почитать их в любой форме, в чем, собственно говоря, нет никакой разницы, так как суть тому одна, – идолослужение. Ибо, молясь и поклоняясь образам (иконам) , люди этим говорят "о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, - изделии рук человеческих" (2.Пар.32:19.Иез.8;8-12)

"Бог наш на небесах; творит все, что хочет. А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею". (Пс. 113). Этот текст можно принят’ как библейский эталон, позволяющий совершенно точно определить идола. Буквально все отличительные черты и характеристики образов-икон, статуй и распятий с этим текстом идентичны. Поэтому любой предмет – который есть изделие рук человеческих, изображающий собой как бы "образ бога", есть кумир, идол.

"Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек" (Пс.11:7,8). Но не внимая этому строгому и конкретному Божьему распоряжению, обходя написанное, христиане все же делают изображения того, что по их представлениям есть на небе, почитают их и поклоняются им

 

Перейти на