"Библия, или Как мы это видим". Продолжение : Рождение новой веры
Древнейшие всплески христианской нетерпимости были направлены против иудеев – очевидно, потому, что само христианство выросло из иудаизма. Однако вскоре к антииудаизму присоединилась ненависть к язычникам.
Уже в Новом Завете мы слышим, что второе пришествие Иисуса во славе будет совсем не таким мирным, как первое. Наоборот: когда он снизойдет с небес , с Ним придёт «отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его…».
Для тех, кто желал бы для проклятых более подробных и разнообразных вечных мук, позднее был написан «Апокалипсис Петра»
Многочисленные сценарии мучений грешников расписаны в этой книге с едва скрытым наслаждением. Можно вспомнить и злорадство Тертуллиана при мысли о том, как будут мучиться в аду враги Христа.
Но
поразительнее всего, пожалуй, то, с какой силой христиане презирали и
ненавидели своих же собратьев-христиан, с которыми у них возникали
богословские разногласия. Решительную нетерпимость к своим встречаем мы
уже у древнейшего христианского автора – Павла: он проклинает всякого,
будь то человек или ангел, кто станет проповедовать не то благовестие,
какое проповедует он сам (Гал. 1:8–9). О проклятии Павел говорит вполне
серьезно, в полном смысле слова, подразумевая под ним вечное осуждение, –
ив данном случае обрушивается оно на тех, кто считает, что верующие в
Иисуса должны выполнять заповедь Божию об обрезании.
В целом
все, кто не соглашался с «учением евангельским и апостольским»,
предлагавшим богословски верное понимание Троицы (в том числе и ариане
всех сортов), официально объявлялись «умалишенными и безумными»; им
предстояло «вначале испытать на себе божественную кару, а затем и наше
возмездие в соответствии с божественными установлениями» («Кодекс
Феодосия»,).
Еретики – враги Бога, и он будет судить их. Но суд Божий состоится в конце времен; а пока судить и карать преступников – обязанность христиан, обладающих властью.
Во многом именно благодаря принуждению христианство успешно овладело всей империей С их точки зрения, язычники массово обращались в христианство именно потому, что их к этому в той или иной степени принуждали. Пользуясь своей новообретенной властью, христиане сумели
навязать религиозному миру того времени свою волю.
………………….
Итак,
вместе с ростом христианства росла и религиозная нетерпимость. Иногда она воплощалась в отвратительных действиях: насилии, подавлении, принуждении.
Xристианская Церковь росла по экспоненте – это касалось не только числа последователей, но и материального благосостояния.
невозможно
сказать, был бы мир лучше или хуже, не случись в нем победы
христианства. Христианство заменило бы что-то другое.
Что стало бы с миром, если бы Павел не «увидел свет»? Быть может, кто-то другой проповедал бы Евангелие язычникам, сделав возможным обращение всего языческого мира? Или христианская религия осталась бы иудейской сектой, важной и интересной не более, чем для нас сейчас, например, ессеи?
Нам известно лишь, что христианство подчинило себе империю – и сочло это величайшей своей исторической победой. К 400 году н. э. христианами были около половины населения империи, к 500 году – уже решительное большинство. Христианизация империи принесла Церкви неисчислимые выгоды. При Константине христианство было легализовано, при Феодосии стало государственной религией, в последующие столетия – неизменно господствовало на Западе.
всего, в огромных земельных и иных владениях епископов. То же можно сказать о власти: она не ограничивалась личной религиозной жизнью верующих – это была серьезная общественная и политическая власть