Белинский и Гоголь
Надо понимать что сказанное в цитатах сильно обесценено окружающей действительностью,а не изображать из белинского пророка среди язычников.
Да никто его не изображает пророком.
Но считать, что он атеист, да еще такой, как его утвердили в советское время, не стоит.
Сложно сказать,стал ли Белинский к концу жизни атеистом на самом деле.
В то время Церковь была частью крепостничества, узаконенного рабства.
В его речи слова "бог" и "религия" могли иметь лишь социальный смысл.
Не сложно сказать кем был Белинский почти всю свою короткую жизнь.
Он был настоящим христианином,чтил Евангелие, ходил в церковь и причащался.
Его вера в Бога была настоящей.
"Весь беспредельно прекрасный божий мир есть не что иное, как дыхание единой, вечной идеи (мысли, вечного бога), проявляющейся в бесчисленных формах, как великое зрелище абсолютного единства в бесконечном разнообразии... Бог создал человека и дал ему ум и чувство, да постигает сию идею своим умом и знанием.."
Белинский "Литературные мечтания. Элегия в прозе" 1834 год.
"Быть апостолами просвещения вот наше назначение. Итак, будем подражать апостолам Христа, которые не делали заговоров и не основывали ни тайных, ни явных политических обществ, распространяя учение своего божественного учителя, но которые не отрекались от него перед царями и судиями и не боялись ни огня, ни меча."
В письме Д.П. Иванову 7 августа 1837
Дальше он знакомится с работами немецкого материалиста Фейербаха, который оказал влияние на всю интеллигенцию того времени.
Белинский под воздействием немецких материалистов пришел к выводу, что религия есть средство угнетения.
К 1845 году он уже был знаком с работами Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
И вот последние два года, может даже меньше можно его считать атеистом.
Кто знает, не уйди он так рано из жизни, может вернулся бы как блудный сын к настоящей вере.
Где взять такие "весы" и определить кто этот человек - верующий или атеист.