Смешная библия или как мы это видим
Stefan был идеальным адресатом для новых и совершенно нетрадиционных идей о мессии, распространяемых повсюду этими неграмотными и восторженными людьми
Рассказ об этой знаменитой
смерти можно найти в «Деяниях апостолов», которые излагают историю
первых десятилетий христианства после распятия Иисуса. Считается, что
эта книга была написана евангелистом Лукой и являлась продолжением его
евангелия. Лука представляет кончину Стефана как рубеж в истории ранней
церкви и пишет, что это был человек, «исполненный веры и силы, совершал
великие чудеса и знамения в народе» (Деян. 6. 8). Его речь и мудрость,
утверждает Лука, имели такую силу, что немногие могли устоять перед
ними. По сути, смерть Стефана в Деяниях становится для Луки своего рода
завершением рассказа о страстях Иисуса: из трех синоптических евангелий
только Лука переносит в сцену «суда» над Стефаном то обвинение, которое
было выдвинуто против Иисуса, — обвинение в том, что он угрожал
разрушить Храм.
«Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон, — выкрикивает один из людей, готовых забросать Стефана камнями. — Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян. 6. 13–14).
Лука также дает Стефану возможность
защитить себя, чего не было у Иисуса в его евангелии. В длинной и
бессвязной речи перед толпой Стефан пересказывает почти всю иудейскую
историю, начиная с Авраама и заканчивая Иисусом. Эта речь, которая,
несомненно, является результатом творчества самого Луки, изобилует
простейшими ошибками: в ней неправильно указывается место погребения
патриарха Иакова и утверждается, будто Моисей получил Закон от ангела, в
то время как даже самый необразованный иудей в Палестине знал, что
Закон был дан Моисею самим Богом. Однако главный смысл этой речи
проясняется ближе к ее концу, когда Стефан в воодушевление поднимает
глаза к небу и видит «Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7. 56).
Похоже, у первых христиан это был самый популярный образ. Марк, еще один говоривший по-гречески иудей из диаспоры, в своем евангелии вкладывает аналогичные слова в уста Иисуса, стоящего перед первосвященником:
«И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. 14. 62),
а затем эту идею подхватывают Матфей и Лука — такие же иудеи, жившие за пределами Палестины и писавшие на греческом языке. Но если у синоптиков Иисус прямо цитирует 109 Псалом, чтобы продемонстрировать связь между собой и царем Давидом, в речи Стефана выражение «одесную силы» намеренно заменено на «одесную Бога». Для такой замены была причина. В древнем Израиле правая рука считалась символом власти и авторитета; она символизировала высокий статус. Сесть «одесную Бога» означало разделить Божью славу, стать единым с Богом по своей сути. Как писал Фома Аквинский,
«сесть по правую руку от Отца означает не что иное, как разделить его божественную природу… [Иисус] восседает одесную Отца, потому что имеет ту же Природу, что и Бог-Отец».
Иными
словами, «Сын Человеческий» у Стефана — это не царственная фигура из
пророчества Даниила, который приходит «с облаками небесными». Он не
устанавливает свое царство на земле, «чтобы все народы, племена и языки
служили Ему» (Дан. 7. 1–14). Он уже даже не мессия. Сын
Человеческий из видения Стефана — это предвечное божественное существо,
царство которого не от мира сего. Он стоит по правую руку от Бога,
равный ему по почести и славе; он, по сути, Бог, ставший плотью.
Этого было достаточно, чтобы в Стефана полетели камни.
Нужно понимать, что для иудея не было большего богохульства, нежели слова Стефана. Утверждение о том, что человек умер и воскрес, могло просто не иметь прецедентов в иудаизме. Но мысль о «боге-человеке» была откровенно еретической. Слова, которые Стефан выкрикивает в своих смертных муках, являются никак не меньше, чем началом новой религии, радикально и непримиримо отвергающей все то, что собственная религия Стефана когда-либо говорила о природе Бога и человека и о взаимоотношениях между ними.
Можно сказать, что в тот день у ворот Иерусалима умер не только Стефан. Вместе с ним под горой камней были погребены последние следы исторической личности Иисуса из
Назарета. История Иисуса из Назарета закончилась не со смертью на кресте и не тогда, когда опустела гробница, а в тот момент, когда один из последователей Иисуса осмелился назвать его Богом.