Смешная библия или как мы это видим
он заинтересовался ими только тогда, когда услышал, что они следуют за мессией, который был уже убит (и не просто убит — распят на кресте!).
несмотря на неоспоримый факт смерти Иисуса — а эта смерть по определению лишала его права считаться освободителем Израиля, — эти люди продолжали называть его мессией.
Что действительно могло привлечь внимание Стефана, так это решительное утверждение этих иудеев о том, что в отличие от прочих преступников, казненных римлянами, тело их мессии не осталось висеть на кресте на радость хищным птицам, кружившим над Голгофой (Стефан сам видел их, когда входил в Иерусалим). Нет, тело этого особенного крестьянина — Иисуса из Назарета — было снято с креста и помещено в нарядную гробницу, которая подошла бы кому-нибудь из самых богатых людей в Иудее. Еще более удивительным было то, что его последователи утверждали, будто через три дня после помещения тела в гробницу их мессия вернулся к жизни. Бог воскресил его, освободил от оков смерти. Главный оратор этой группы, рыбак из Капернаума по имени Симон Петр, клялся, что он видел воскресение собственными глазами, как и многие другие.
Äто было не то воскресение, которого ожидали в конце
времен фарисеи и которое отрицали саддукеи.. Это воскресение не имело
никакого отношения к возрождению «Дома Израилева» и «сухим костям», в
которые Господь вдохнет новую жизнь, говоря словами пророка Иезекииля
(Иез. 37).
Речь шла о конкретном
человеке, умершем и пролежавшем в скале несколько дней, а затем вдруг
восставшем и вышедшем из гробницы, но не как бесплотный дух, а как
существо из плоти и крови.
Ничего подобного тому, о чем говорили эти последователи Иисуса, люди того времени не знали. Греки
верили в бессмертие души, но не тела. . Некоторые люди — Юлий Цезарь,
Октавиан Август — становились богами после смерти. Но мысль
о том, что человек может умереть и затем вновь воскреснуть во плоти для
вечной жизни, чрезвычайно редко встречалась в античности и не
существовала в иудаизме.
И тем не менее, последователи Иисуса утверждали, что тот не только восстал из мертвых, но воскресение подтвердило его статус мессии. Это было беспрецедентное заявление в иудейской истории: вера в умирающего и воскресающего мессию не существовала в иудаизме. Во
всем Ветхом Завете нет ни единого упоминания или пророчества о мессии,
содержащего хотя бы намек на его бесславный конец, не говоря уже о
телесном воскресении. Пророк Исайя говорит о страдающем рабе,
который будет «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.
52. 13–53. 12). Но пророк нигде не называет этого раба мессией и не утверждает, что тот восстанет из мертвых.
Возможно, через десятилетия после смерти Иисуса христиане будут
интерпретировать эти слова по-другому, чтобы неудача их мессии, не
сумевшего оправдать возлагавшиеся на него ожидания, получила смысл. Но у
современников Иисуса не было представлений о мессии, который страдает и
умирает. Они ждали мессию, который победит и будет жить.
То, что предлагали последователи Иисуса, было необычайно смелым переосмыслением не только мессианских пророчеств, но и вообще всех иудейских представлений о природе и роли мессии.
Стефан не был специалистом по священным текстам. Он не жил в
Иерусалиме. И поэтому он был идеальным адресатом для новых и совершенно
нетрадиционных идей о мессии, распространяемых повсюду этими
неграмотными и восторженными людьми
Стефан примкнул к движению последователей Иисуса вскоре после казни на Голгофе. Подобно многим новообращенным иудеям из диаспоры, он оставил свой родной город, продал имущество, отдал все средства общине и нашел пристанище в Иерусалиме, в тени храмовых стен. Хотя он недолго пробыл членом новой общины — вероятно, всего год или два, — насильственная смерть навсегда вписала его имя в анналы христианской истории.