Смешная библия или как мы это видим
16.
Христианские комментаторы часто утверждают, будто бы Иоанн сам направлял
к Иисусу приходившие к нему толпы народа; это, однако, никак не
подтверждается евангельскими текстами. Возможно, кто-то из членов общины
Иоанна и ушел к Иисусу (сам Христос впоследствии тоже пережил отход от
себя многих учеников – нормальное дело), однако переход этот явно не
носил сколь-нибудь массового и организованного характера. Версия
евангелиста Иоанна о том, что первых учеников Иисусу «подарил» сам
Креститель, как мы помним, дружно опровергается Синоптиками.
Характернейшая деталь: после казни Иоанна его ученики специально пришли
сообщить об этом Христу (Мф 14:12), но никто из них не присоединился к
возглавляемой тем общине!
Стремление Иоанновых учеников оставаться рядом с Учителем, тем более – в
тяжелые времена, когда тот попал в темницу, ничего кроме уважения
вызвать не может. Однако вот Иоанна не стало; казалось бы, вполне
естественно присоединиться к тому, чьим предтечею почитал себя (как нас
убеждают Евангелисты) горячо любимый Учитель. Ничего подобного, однако,
не происходит. Иоанниты и поныне сохраняют свою обособленность от христиан,
существуя в виде одной из иудаистских сект; они имеют свое собственное
«Священное Писание», в котором Иоанн Креститель признается Мессией, а
Иисус – лжепророком.
Итак, мы наблюдаем весьма знаменательную асимметрию в оценках: Иоанн для христиан – величайший пророк и вообще фигура весьма уважаемая, тогда как Иисус для иоаннитов – лжемессия. При этом нет оснований полагать, будто эти оценки сформировались в каждой из сект вопреки высказываниям их основателей. Поэтому Евангелисты при описании событий столкнулись с трудноразрешимой проблемой. С одной стороны, Иисус Христос – Сын Божий, каждое слово которого есть Истина, – очень высоко оценивал Иоанна Крестителя (чему они были свидетелями); с другой стороны, оный Иоанн, насколько им известно, взаимностью не отвечал и их Учителя не особенно жаловал. Как же сие противоречие разрешить?
А вот как: отобрать среди множества высказываний Иоанна Крестителя (и подлинных, и приписываемых ему молвой) именно те, что могут свидетельствовать о признании пророком божественности Учителя Евангелистов. Отсутствие записанных текстов существенно облегчало эту задачу. Многие из приписываемых Иоанну высказываний, скорее всего, родились в среде самих же последователей Иисуса. Поциркулировав в народных массах (и обрастя попутно новыми «подробностями»), эти рассказы спустя некоторое время возвращались к Евангелистам, записывавшим их как некие «независимые свидетельства».