Смешная библия или как мы это видим
3.
Необходимо отметить, что абсолютно идентичная схема доказательства факта воскресения Христова была изложена еще в 1906 году в «Общедоступном толковании Евангелия» Б. И. Гладкова, «предназначенном для интеллигентных читателей, преимущественно же для неверующих, сомневающихся и колеблющихся»
. Этот автор тоже последовательно опровергает «три возможных возражения против действительности воскресения Иисуса Христа:
1) ученики Иисуса украли Его тело и разгласили, что Он воскрес; 2) Иисус не умер на кресте, а был погребен мнимо-умершим, затем ожил и явился своим ученикам; 3) Иисус воскрес не в действительности, но лишь в воображении Его учеников».
Хотя формально
набор гипотез у Гладкова существенно беднее, чем у Мак-Дауэлла, он в
действительности покрывает все реальное разнообразие принципиально
несводимых друг к другу позиций (ибо вряд ли стоит всерьез
полемизировать, например, с такой фантастической и полной внутренних
нестыковок версией, как «Пасхальный заговор»).
Думаю, что любому человеку, знакомому с законами логики, вполне очевидна принципиальная уязвимость системы доказательств Мак-Дауэлла или Гладкова (смотри ниже); подчеркну, что речь идет именно о системе в целом, а не о конкретных опровержениях. Тем больший интерес вызвали у меня приводимые Мак-Дауэллом
высказывания целого ряда ведущих западных юристов, чей вердикт сводится к тому, что имеющихся свидетельств было бы вполне достаточно для признания факта воскресения в ходе гипотетического судебного заседания.
Многолетний завкафедрой юридического факультета в
Гарварде профессор Гринлиф, автор ставшего классическим трехтомного
трактата о доказательном праве, даже опубликовал специальную монографию –
«Исследование свидетельств четырех Евангелистов по правилам юридических
доказательств, применяемых в судопроизводстве».