Смешная библия или как мы это видим
исследования Фромма ( "Догмат о Христе" ) позволили автору ответить на вопрос
как религия Иисуса - религия бедняков смогла стать государственной и привлекала в свои ряды людей богатых и даже императоров ; почему за три века, основной догмат христианства был до неузнаваемости изменён и знаменитая притча Иисуса о верблюде была практически забыта.
«Поиск исторического Иисуса»: выход из тупика
На протяжении последних веков так называемый «Поиск исторического Иисуса», представляющий собой попытку реконструкции личности Христа, неоднократно
предлагал иную версию жизни Иисуса , чем та, которая описана в евангелиях. Успехом эти попытки не увенчались: вместо единого альтернативного сценария появились десятки взаимоисключающих версий. Эта разноголосица обусловлена отсутствием четких методологических критериев. В результате к началу 21 в. «Поиск» оказался в глубоком кризисе. Некоторых ученых этот кризис подтолкнул к тотальному скептицизму. Однако современная эпоха ознаменовалась и ренессансом трудов по реабилитации исторической достоверности евангелий.
.«Первый Поиск».
В 19 в. «Поиск» был во многом завязан на желание найти Иисуса, созвучного современной эпохе. Иисус представал не как Мессия и Спаситель, а как учитель нравственных ценностей . У ученых возникала картина, созвучная «либеральному буржуазному идеалу доброй нравственности», но без достаточного внимания к собственно религиозному фактору в жизни Иисуса, в частности, к фактору ветхозаветно-иудейского (и часто эсхатологического) контекста.
Один из ведущих представителей Поиска на этом этапе - А. Швейцер, котор.развил концепцию апокалиптического Иисуса. Швейцер считал, что ученые осовременивают весть Иисуса, творя ее по своему либеральному образу и подобию,Иисус же был апокалиптиком и во многом заблуждался: в частности, многое в его учении было построено на ошибочной вере в скорый конец мировой истории.
В первой половине ХХв.
на континенте наступило время скептицизма относительно достоверности евангельских преданий Этот скептицизм был связан с возникновением «истории форм». Виднейший представитель Поиска на этом этапе - Мартин Дибелиус (1883–1947),котор. развивал тезис о том, что до своей фиксации в евангелиях предания об Иисусе передавались христианами устно в ходе проповеди. ( «В начале была проповедь».)Он выделил разные виды форм евангельских повествований: «парадигма» (краткий рассказ с речением или деяни-ем Иисуса), «новелла», «легенда», «рассказ о Страстях», «миф». У каждой из этих форм, думал Дибелиус, было свое «место в жизни» ..
Период Бультмана
Рудольф Бультман (1884 –1976)
поставил себе задачу понять, какой была история преданиj, впоследствии использованных евангелистами, до их письменной фиксации , какое «место в жизни» имела каждая из них. По мнению Бультмана, первые христиане не заботились о сохранении исторической
точности, на что указывают параллели с народным фольклором и важность живого Иисуса для Церкви: слова христианских пророков, сказанные от имени Иисуса воскресшего, вкладывались в уста Иисуса земного.
С работами Дибелиуса и Бультмана широко распространилась идея, что
общины перекраивали, а подчас и выдумывали предания об Иисусе.Pервоначальный смысл речений Иисуса стали искать в отрыве от их евангельского кон-текста. Это открыло широкий простор для самых разных перетол-кований.
Iстория форм заронила скептицизм к самой идее «поиска» ,t.k. много материалов получалось творчеством аноним-ных общин, но вне
бультманианства попытки не прекращались.
НОВЫЙ ПОИСК. "СЕМИНАР ПО ИИСУСУ"