Deutsch

"Великий пир", или Радостная Весть для нищих

31.05.21 13:56
Re: "Великий пир", или Радостная Весть для нищих
 
Boatman коренной житель
в ответ Boatman 31.05.21 12:49, Последний раз изменено 31.05.21 14:07 (Boatman)

Притча о брачном пире


Притча о брачном пире — одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном (Мф. 22:1-14 ;Лк.14: 15-18).

В ней

Лука рассказывает о том, как, идя из Галилеи в Иерусалим, Иисус в субботу пришел в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба. Там Он сначала исцеляет человека, страдающего водянкой (Лк. 14:1–6). Затем, наблюдая, как званые выбирают первые места, обращает к гостям «притчу»:

«.... Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:8–12).

Затем следует ещё наставление, обращенное к хозяину :

Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, ...Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12–14).

Услышав эти слова, один из возлежащих фарисеев сказал Иисусу: "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" (Лк. 14:15).Реакцией на них становится притча(Лк. 14:16–24):


Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. .. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. ..пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14:16–24).

В Евангелии от Матфея притча с аналогичным сюжетом произносится в Иерусалимском храме, и слушателями ее оказываются те же самые первосвященники и старейшины, к которым была обращена притча о злых виноградарях:


Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: .. всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войскá свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. ..Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22:2–14).


Общим между двумя версиями притчи является наличие в них той самой заместительной теологии, которая красной нитью проходит через всю евангельскую историю.

Место тех, кто отказался прийти на вечерю, в конечном итоге занимают другие,подобно тому, как злых виноградарей хозяин замещает другой группой лиц,способных "принести плоды".


Итак, в притче Царство Небесное уподобляется "человеку" (Лк) или "царю"(Мф),

который созывал званных на брачный пир своего сына, но те отказались. Тогда созваны были все прочие, которые пришли и одетые в выданные царём брачные одежды, возлежали на пиру...

Символика притчи достаточно привычна: хозяин означает Бога; гости, отказавшиеся прийти, — тех, кто отвергает призыв Царства, а вторая группа гостей символизирует людей, откликнувшихся на призыв. Пир — образ ликования, ожидающего народ Божий в конце времен. Самое необычное в притче — единодушный отказ званых гостей от приглашения. Общее между этими отговорками -то, что они поражают своей смехотворностью и тем самым демонстрируют слушателю, сколь абсурден любой предлог, под которым человек отвергает призыв Бога войти в Его Царство . С точки зрения реального сюжета эти отговорки кажутся невероятными, Н е менее удивителен, чем поведение первой группы гостей, и жест хозяина пира, приглашающего за стол бедняков и увечных . Эти две категории, замещающие первоначально приглашенных, часто понимаются как отбросы общества Израиля и язычники, хотя образы притчи не предполагают даже намека на язычников . Слуги проводят более широкие поиски приглашенных в самом Израиле — выходят на улицы города и селений.


Пригча Матфея о брачном пире обычно рассматривается как вторичная, более аллегорическая переработка притчи Луки. Названа только одна группа «заместителей», и им не уделяется особого внимания. Уничтожение города, из которого были званы гости, в отместку за избиение слуг хозяина (в данном случае — царя) придает повествованию гораздо более резкий тон . И совсем уж мрачная кульминация — враждебное обращение с госгем, явившимся без праздничного одеяния. Поэтому вполне уместно притчи Лк и Мф рассматривать их как два различных, с точки зрения учения, высказывания Иисуса, произнесенные в разных ситуациях его служения, но использующие схожие образы.

В некоторых притчах Христа иногда усматривают Пророчества на будущее, особенно часто — на разрушение Иерусалима римлянами в 70 году н.э.. Притча о брачном пире явл. знаменитым примером такого подхода. У Матфея обиженный царь посылает войска истребить званых гостей, которые убили его слуг, и сжечь их город. Ничего подобного мы не находим в притче Луки .

Имел ли в виду Матфей (или Иисус)резню, учиненную римлянами в 70 году н.э.?

"Царь" в притчах символизировал Бога, а не земного правителя. Если эту притчу мы понимаем как аллегорию падения Иерусалима, царь в пей окажется символом римского императора. Уместнее понимать Мф 22:7 как общее описание гибели врагов Божьих в конце времен.

Значение притчи прозрачно . Сказано в Нагорной проповеди:блаженны нищие, горе богатым. И теперь объясняется, почему нищие- «блаженны» . Богатых позвали на «пир» , но им мешают «ничтожные» земные дела : кому поле, кому быки, кому свадьба. . А чтобы прийти, нужно оставить заботы о житейском, о богатстве,от которого следовало бы избавиться.Те, кто не хочет, не способен этого сделать, - откажутся придти на пир. В отличие от обрадованных приглашению на званный ужин нищих, которые с благодарностью примут приглашение. Тех же, кто отказывается от приглашения щедрого царя, будут царём уничтожены.

К отказавшимся от проглашения приравниваются и те, кто не исполняют волю царя: не принимают предлагаемые им «брачные одежды», предпочитая оставаться в своих...Эти, хоть и явились на пир, но оскорбили своим отказом царя и так же будут сурово наказаны.


Неотъемлемая часть вести Иисуса - тема милосердия, любви Божьей, прощение раскаявшегося грешника. Но в притчах о Страшном Суде «милосердие и любовь» исчезают, прощения — нет; грешников ждёт ВОЗМЕЗДИЕ. ПрОклятые " Козлы" неминуемо отправляются в геенну огненную. В страшной по сути притче о талантах нерадивый раб, добросовестно, но трусливо сохранивший свой единственный талант, осуждён на вечные мУки, как и легкомысленные девы, у которых не хватило "масла". Так же ужасна участь не одевшего «брачные одежды»,которые в притче скорее всего,

символизируютБлагую весть, принятие Учения о Царстве Божьем, а,может, раскаяние в греховном образе жизни...

.

Итак, все с улицы оделись в выданную бесплатную одежду, -все, кроме одного , тоже "с улицы" , к-рый ,приняв приглашение, но проигнорировав УСЛОВИЕ и оставшись в собственной одежде, вызвал гнев царя.

Увидев ослушавшегося, царь приказал слугам: "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных." Непереносимое страдание и великая боль будет продолжаться и в будущей жизни. Ввержение в огонь внешний означает, что человек отлучается от Бога. Тьма, в которую он будет приведен, – это синоним неугасимого огня, неусыпающего червя, плача и скрежета зубов.Короткая «земная» жизн’, нежелание «покаят’ся» — и как следствие — скорбный плач и невыразимые мУки, которые никогда не закончатся


Итак , притча содержит следующие основные темы:

1) хозяин( Бог) призывает всякого рода людей в Царство, но наступит день, когда приглашение будет аннулировано и уже поздно будет отвечать на него.

2 ) откровенный отказ от Божьего приглашения навлекает вечную кару;

3) Низкий социальный статус второй группы гостей подтверждает учение о том, что "великодушие Бога" отнюдь не ограничивается принятыми в социуме рамками, и Он распространяет свое приглашение па отверженных этого мира.

4) неспособность человека,призванного Богом, приготовиться должным образом оказывается таким же грехом и тоже карается

вечной казнью


Говоря о данной евангельской притче, как и о ряде других, нельзя умолчать о её "антииудейском контексте", на что обращает внимание в своей книге митрополит Иларион (Алфеев)https://jesus-portal.ru/truth/mitropolit-ilarion-alfeev-ii...

Он цитирует Иоанна Златоуста, который

видит в притче о брачном пире прямое продолжение притчи о злых виноградарях. События, описанные в притче о брачном пире, по его мнению, относятся к первому христианскому поколению. При этом обе притчи направлены против иудеев, а развязкой драмы служит разрушение Иерусалима в 70 году и изгнание евреев из их земли:Так как они не захотели прийти, но убили пришедших к ним, то Он сжег города их и, послав войско, истребил их. .. и так как иудеи оскорбили и Отца, не поверив Ему, то Он Сам принимает на Себя отмщение их. Потому не тотчас по смерти Христа случилось истребление города, но спустя сорок лет — после того, как они убили Стефана, умертвили Иакова и надругались над апостолами, — чтобы видно было Его долготерпение...Это случилось еще при жизни Иоанна и многих других, бывших с Христом, и свидетелями этих событий были те, которые слышали это предсказание...

Хотелось бы узнать ваше мнение об этой одной из самых трудных для понимания притч Иисуса.

К кому была обращена эта притча: к фарисеям,ко всем евреям вообще или к какой-то иной группе людей?Что Он хотел сказать этим людям?

Ваше об’яснение «адекватности» наказания не принявшего «брачные одежды».

Является ли фраза «ибо много званных, а мало избранных» частью притчи и в чём состоит её суть?

Как она связана с Лк 14: 8-12 и 12-14 ?

Не явл ли эта притча в любой из своих версий, антисемитской и не говорит ли она о том, что Бог отверг Израиль?
 

Перейти на