Deutsch

"Великий пир", или Радостная Весть для нищих

31.05.21 12:49
Re: "Великий пир", или Радостная Весть для нищих
 
Boatman коренной житель
в ответ Boatman 31.05.21 12:47, Последний раз изменено 31.05.21 12:59 (Boatman)

Кто такие «нищие»?

Чтобы составить себе представление о людях, которым Иисус принес радостную весть, следует исходить из того, что они - по-разному именуются как приверженцы Иисуса в евангелиях. С одной стороны, они неоднократно характеризуются как «мытари и грешники» (Мк 2,15.; Мф 11,19; Лк 15,1), либо «мытари и блудницы» (Мф 21,32), либо просто как «грешники» (Мк 2,17; Лк 7,37.39; 15,2; 19,7). Глубокое презрение, содержащееся в этих определениях, указывает на то, что исходили они от противников Иисуса; Мф 11,19 i Лк 7,34 явно подтверждает это. Понятие «грешник» имело в окружавшей Иисуса среде весьма определенный оттенок.Это слово применялось не только в общем значении, но и в специальном - к людям презираемых профессий. На это ясно указывает такие словосочетания, как «мытари и блудницы» (Мф 21,31), «грабители, обманщики, прелюбодеи, мытари» (Лк 18,11),Приверженцы Иисуса часто называются «малыми» (Мк 9,42; Мф 10,42; 18,10.14) или «малейшими» (Мф 25,40.45), а также «простецами» (Мф 11,25 ),которым противопоставляются «мудрые и разумные» .

Т.о. , в круг приверженцев Иисуса входили преимущественно люди с дурной репутацией, необразованные, невежественные, которым их религиозное невежество и аморальное поведение, согласно убеждениям того времени, преграждают доступ к спасению. Однако наряду с этим, вырисовывается совсем другой аспект. Когда на тех же самых людей мы смотрим глазами Иисуса, они предстают в ином свете. Он называет их «нищими», «труждающимися и обремененными» (Мф 11,28).

:

Просто «Нищие» или «нищие духом» ?

Понятие «нищие», как показывает первое из обетовании блаженства, употребляется у Луки и у Матфея в разных смыслах. Лк 6,20 дает краткую форму:блаженны нищие, Мф 5,3 - более длинную:блаженны нищие духом.

Разным словесным формам соответствует разный смысл, как это видно из контекста.

В передаче Луки имеются в виду действительно нищие, точно так же как в продолжении обетовании блаженства - действительно голодные, плачущие и преследуемые (Лк 6,21-23).Из текста Лк 6,22 видно, что здесь скорее всего имеются в виду ученики, которые из-за своего ученичества вынуждены терпеть нищету, голод и преследования.

В передаче Матфея, напротив, первое из обетовании блаженства понимается в чисто религиозном смысле, о чем говорит добавление «духом». согласно этой точке зрения,понимаются смиренные, нищие перед Богом, которые, подобно просящим милостыню, стоят перед ним с пустыми руками, сознавая свою духовную нищету.

Итак, у Луки и у Матфея совершенно разное понимание слова "нищие" . Как понимал его Иисус?

При решении этого вопроса следует исходить из того, что фраза «нищим объявляется радостная весть», или в Синод. пер. "нищие благовествуют" (Мф 11,5 ; Лк 4,18) - это цитата, а именно воспроизведение слов Ис 61.1, понимаемых как пророчество:

.

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
Лк 4:18:

Можно с уверенностью утверждать, что «нищие» - это угнетенные в самом широком смысле слова: притесняемые, которые не в состоянии себя защитить, отчаявшиеся, неизлечимые. Означая первоначально убогих и несчастных, у пророков это понятие охватывает всех притесняемых и бедняков, которые знают, что целиком должны полагаться на помощь Бога. В этом широком смысле, который приобретает у пророков понятие «нищие», употребляет его также и Иисус. Нуждающиеся, голодные и жаждущие, нагие и странники, больные и заключенные - все они, несомненно, принадлежат к «малейшим»: они его братья (Мф 25,31-46).

Однако у Христа круг «нищих» шире. Он называет их голодными, плачущими, больными, труждающимися, обремененными, последними, простодушными, потерянными, грешниками, делая акцент на разные стороны понятия «нищие»

Откликом на Радостную весть была буря негодования. Провозвестие Иисуса было резко отвергнуто,Радостная весть была ударом по всем представлениям того времени о благочестии. Ведь отделение от грешников считалось в иудаизме первейшим религиозным долгом.

Eвангельские сообщения о провозглашении Иисусом радостной вести для нищих воспроизводят «подлинный голос» Иисуса.

 

Перейти на