Deutsch

А БЫЛ ЛИ ИСХОД?

13.03.21 14:12
Re: А БЫЛ ЛИ ИСХОД?
 
Boatman коренной житель
в ответ Boatman 11.03.21 22:07, Последний раз изменено 14.03.21 12:35 (Boatman)
Определённые принципы реконструкции истории Древнего Израиля могут помочь избежать крайностей как фундаментализма (библейский текст понимается как буквально достоверный), так и гиперкритицизма (любое сообщение библейского текста отвергается сходу как недостоверное). Любая реконструкция предлагает лишь вероятностную модель, но не истину в последней инстанцii

Подводя итоги: Исход и Моисей в ореоле мифов


Описанная в Библии история бегства из Египта и странствия в землю обетованную - это одновременно история еврейской религии. Израильтяне верили, что Яхве стал их освободителем, дал им законы, моральные нормы и общественный строй и под конец привел их в Ханаан как объединенный и организованный народ. Израильтяне считали себя избранным народом, которому доверена важная историческая миссия, и поэтому не могли погибнуть, хотя по временам их постигали тяжелые наказания за нарушение синайского союза.

История бегства израильтян постепенно утрачивала реальные черты. По мере того как сказание о Моисее передавалось из поколения в поколение, оно приобретало все более мистический характер, а исторические факты отступали на задний план. Последним придавали настолько малое значение, что не считали даже нужным назвать имя фараона-преследователя.

В туманных видениях пророков Осии, Михея и Иеремии исход израильтян из Египта приобрел мистическое значение - как проявление воли Яхве и событие чисто религиозное:

« вывел нас господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами. И привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед" (Второзаконие, глава 26, стихи 6-9).


Жрецы, которые записали эпопею бегства израильтян из Египта и включили её в свои священные книги, рассматривающиe историю Израиля с угодной им, религиозной, точки зрения. Все, что легенды приписывали Моисею,- его разговоры с Яхве, его чудеса и заповеди воспринималось ими как неопровержимые, подлинные факты. К тому же в тот период, когда они приступили к редактированию исторических легенд, прошло уже несколько веков со времен исхода из Египта, и реальный ход событий подвергся процессу мифологизациi прошлого. Вот почему ученым в наши дни приходится отшелушиvaть из легенды ядро истины...


Обычно по мере отдаления от давно минувших эпох верх берет элемент исторической правды и уменьшается роль легенды. С Моисеем происходит скорее обратный процесс. Авраам, Лот, Исав, Исаак и Иаков - это образы относительно реалистические, близкие и понятные своими человеческими чертами. Зато Моисей, по мнению некоторых ученых, в библейской истории наиболее таинственная личность,вокруг к-рой сложилось множество мифов.. Но разве из этого должно следовать, что Моисей не был реальной исторической фигурой? Отнюдь нет! Современная наука стала более осторожной в вынесении приговоров в таких вопросах с тех пор, как она обнаружила на дне многих легенд и мифов целые залежи истинных событий.

Многие реальные истопич.лица, к-рых считали мифическими фигурами, — были вожди, которые действовали в поворотные моменты истории, и по этой причине в сказаниях последующих поколений были возведены до ранга великих символов.

Вполне вероятно, что среди израильтян выдвинулся вождь, законодатель и религиозный реформатор крупного масштаба, который сумел вызволить свой народ и повести его в Ханаан. Благодаря его таланту недисциплинированные, раздираемые внутренними склоками израильские племена объединились и одержали победы в Египте, в пустыне и в Ханаане. Таким образом, не удивительно, что реал’ны, исторический Моисей в народных сказаниях стал национальным героем и пророком, что его вознесли на пьедестал святости. Он ведь проповедовал «слово Яхве», а посему все, что он сказал и совершил, считалось законом и непогрешимым догматом.

Сказание о ист. деятелях часто несет на себе явственные черты народной легенды, но несмотря на это, они ( напр. Саргон) действительно существовали. Таким образом, легенды, чудеса и прочие сверхъестественные явления не исключают той возможности, что Моисей тоже был подлинной исторической личностью. И следовательно, мы можем принять за исторический факт бегство израильтян из Египта и их скитания в пустыне, хотя безоговорочно доказать это и нельзя, так как египетские хроники и другие источники обходят данное событие молчанием. Поэтому, чтобы докопаться хотя бы до частичной правды, учёные должны произвести историч. реконsтрукцию, прибегнув к косвенным доказательствам, исследуя следы реал’ных событий в исторических документах.


Далее рассмотрим некоторые предметы страстных научных споров


 

Перейти на