А БЫЛ ЛИ ИСХОД?
Автор ветхозаветного законодательства безусловно был знаком и с законами Хаммурап
Однако есть и принципиальные различия.
В шумерско-вавилонской иерархии ценностей не духовному совершенствованию
и не исполнению Закона Божьего, а имуществу, богатству неизменно
отводилось главенствующее место . В заповеди «небо далеко,
а земля драгоценна» заключались воззрения людей практически
мыслящих,
всецело обращенных к земным радостям и печалям. Этим объясняется почти
полное отсутствие в законах Хаммурапи сакрально-религиозных мотивировок
преступлений и религиозных санкций за их совершение,
светский подход в праве к храмовым должностям, которые могли
передаваться, продаваться и передаваться по наследству. Законы Хаммурапи конкретны, просты и утилитарны. Это
свод правил и положений, регулирующих имущественные права и ряд
ключевых видов экономической деятельности с санкциями за их нарушение,
налагаемыми царской, а не божественной властью.
На соблюдении евреями этого Закона Божьего основан союз Бога и евреев как народа, избранного Богом и в этом отношении уникального.
Однако этот союз длится ровно столько времени, сколько неукоснительно соблюдается закон. Отступление от закона, его нарушение предусматривает не только конкретные санкции в отношении конкретных нарушителей на земле, но и угрозу разрыва Богом священного союза с еврейским народом, следствием чего являются бедствия, насылаемые им в наказание не столько на отдельных нарушителей, сколько на весь народ Израиля в целом.